Социальные обязательства государства как атрибут современного общества. Социальное государство, страница 2

Формирование социальных обязательств каждого государства протекает по двум тесно соприкасающимся руслам, которые условно назовем функциональным и политическим. Первое из них — наиболее естественное; он как бы закрепляет в праве те социальные функции государства, которое оно уже выполняет в соответствии с национальными традициями, нормами международного права, универсальными представлениям об отдельных социальных ценностях (например, о приоритетности социальной защиты детей и инвалидов). Этот мотив появления социальных обязательств государства отражает тот факт, что в структуре важнейших функций большинства государств на первом месте, рядом с общественно-политическими (обеспечение государственной и общественной безопасности, защита государственного суверенитета и т.д.), идеологическими (поддержка общенациональных, в том числе религиозных идей и приоритетов) и экономическими (обеспечение функционирования экономики в режиме, отвечающем внутренним и внешним интересам государства) находятся и социальные функции (охрана признанных в данной стране прав и свобод всего населения, обеспечение условий для воспроизводства здоровых, образованных и моральных поколений, обеспечение нормальных условий и оплаты труда, поддержка науки и культуры, забота о детях, стариках, инвалидах и неимущих, использование для этих целей значительной части финансовых и административных ресурсов государства). Эти функции у многих государств очень схожи, но различается их конкретизация в форме тех или иных социальных обязательств.

Второе, политическое русло процесса появления новых или реструктуризации прежних социальных обязательств государства весьма непостоянно; оно может и «пересохнуть» на несколько лет и наполниться различными идеями и конкретными проектами в периоды выборных половодий, разлива забастовочных движений, радикальной смены государственной политики или очередной отставки правительства. Именно в ходе таких пополнений массива социальных обязательств государства среди последних появляются необеспеченные ресурсами, недостаточно обеспеченные институционально и т. п.

Социальные обязательства государства — действительно феноменальная составляющая практически любой современной власти, хотя корни этих обязательств столь же древни, как и сама власть (еще и не связанная с понятием «государство». Но только в последнем веке второго тысячелетия государства, словно соревнуясь, друг с другом (или с недругом) воздвигли ту мощную конструкцию социальных обязательств, которая стала одним из первых признаков цивилизованности общества и его непременных атрибутов. А, начиная с середины XX века на карте мира появляются и «социальные государства».

Само название «социальное государство» есть конституционное признание статусной равнозначности «социального» начала государства с формой правления (например, с республиканским) и с государственным устройством (например, с федеративным), а также с типом общественных отношений (например, с «демократическим» или «правовым»). «Социальное» государство может быть во всех отношениях не более социально-функциональным, чем другое, официально не присвоившее себе этого определения.

Любой вождь (правящая группа) в древние времена в формальном договоре или по традиции обычного права обеспечивал каждому «подчиненному» защиту от другой власти (нападения), от других людей (законы общежития) и прочие социальные гарантии, соответствующие духу эпохи.