Социальные обязательства государства как атрибут современного общества. Социальное государство, страница 5

Функции организации исполнения социальных обязательств государства осуществляются как профильными (социально ориентированными) министерствами и ведомствами, организациями и учреждениями, входящими в систему исполнительной власти «центра», регионов и муниципальных образований, так и общефункциональными структурами (таковы, например, на федеральном уровне Минфин РФ или Минобороны РФ). При этом под организацией исполнения понимается весь объем работы, направленной на обеспечение непосредственного исполнения социальных обязательств государства. Это, прежде всего, создание сети соответствующих организаций и учреждений (школы, больницы, службы занятости и т. п.), содействие в их функционировании (нормативно-методическое обеспечение, подготовка и меры по привлечению кадров), ресурсное и финансовое обеспечение, организация взаимодействия с органами власти и т. п. Такого рода деятельность тоже достаточно детально регламентирована; основой таких регламентации являются утвержденные Положения о министерствах, ведомствах, организациях, учреждениях, подразделениях региональных правительств и администрации, местных администраций и служб, функционирующих в масштабах отдельных муниципалитетов.

Функции непосредственного исполнения отведены важнейшему, фундаментальному звену всей этой структуры — конкретным организациям, учреждениям и службам, в которых людей воспитывают, обучают и трудоустраивают, где ставят на именной учет и выдают пенсии и пособия, /где предоставляют «бесплатное» жилье и т. п. Как уже отмечалось, огромная, подавляющая доля такой непосредственно исполнительской работы приходится именно на местный, муниципальный уровень, где ею профессионально занимаются миллионы врачей, учителей, социальных работников, преимущественно относящихся к категории «бюджетников».

Характерно, что из тридцати «вопросов местного значения», отнесенных ст. 6 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к предметам ведения местного самоуправления девятнадцать направлены на непосредственное исполнение социальных обязательств государства, а еще шесть — обеспечивают это исполнение. В уставах многих субъектов Российской Федерации в перечнях вопросов, переданных для самостоятельного исполнения на муниципальный уровень, в среднем две трети связаны с непосредственным исполнением социальных обязательств государства.

Социальные и иные обязательства государства Конституцией РФ и федеральными законами закрепляются для исполнения за федеральным, региональным и местным уровнями власти в качестве основных (исходных) предметов их деятельности. Примером такого закрепления обязательств является перечень «вопросов местного значения» в законе «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ»; эти обязательства как бы образуют массив однажды полученного и постоянного объема деятельности, и не удивительно, что их чаще всего называют «собственными полномочиями», хотя они, разумеется, не были приняты на себя самостоятельно, а были установлены федеральным законодательством.

Часть собственных обязательств того или иного уровня власти может быть передана (делегирована) на другие (нижележащие) уровни в целях приближения уровня исполнения определенной нормы закона к ее объекту (группе или категории населения). Именно этим мотивировалось, например, «делегирование» исполнение норм федерального закона о ветеранах на муниципальный уровень. Проблемным в таких ситуациях становится не столько появление на муниципальном уровне власти новых предметов деятельности сверх «собственных полномочий» (чего не сделаешь, если есть государственное задание и деньги), сколько отсутствие или явная нехватка средств для исполнения очередного «делегированного полномочия».

. Здесь заметим лишь, что появление «делегированных полномочий» вызывается как объективными причинами (развитие федерального законодательства и возникновение новых сюжетов нормотворчества, не вписывающихся в структуру ранее закрепленных за каждым уровнем власти «собственных полномочий», так и субъективными, связанными с временными интересами политических групп, с парламентским лоббированием, с предвыборными обещаниями отдельных влиятельных политиков и т. п. Но и в первом, и во втором случае чаще всего появляется новый «делегированный» предмет деятельности для местных властей.