Технологическая практика. Структура предприятия: цеха, подразделения. Персонал КТЦ. Оперативный персонал, возглавляемый начальником смены КТЦ (НС КТЦ), страница 10

При разборке насоса проверяют правильность расположения рабочего колеса по отношению к направляющему аппарату, замеряют радиальные и осевые зазоры  в уплотнениях рабочих колес. Зазор между рабочими колесами и уплотнительными кольцами определяют как полуразность диаметров рабочих колес в месте уплотнения и внутренних диаметров уплотнительных колец. Измерения производят по двум взаимно перпендикулярным диаметрам. Диаметр кольца замеряют микрометрическим нутромером (штихмасом), а  диаметр места уплотнения рабочего колеса — микрометрической скобой. Зазоры должны соответствовать данным, указанным в чертежах. Значения радиальных зазоров в уплотнениях рабочих колес зависят от размера насоса и температуры рабочей среды и обычно находятся в пределах 0,2—0,5 мм на каждую сторону. Осевые зазоры между уплотнительными кольцами и колесами насоса должны  быть  больше осевого разбега ротора насоса на 1,0—1,5 мм для обеспечения свободных тепловых расширений ротора, относительно корпуса. Определение плотности посадки рабочего колеса на вал производят измерением диаметров ступицы и, вала. Измерение выполняют в двух сечениях по длине по двум диаметрально противоположным направлениям.

Разность диаметров ступицы и вала даст значение натяга или зазора при посадке рабочего колеса на вал. Это значение должно соответствовать данным технических условий или указаниям чертежа конкретного насоса.

При разборке насосов необходимо проверять, а при необходимости наносить метки взаимного расположения сопрягаемых деталей для последующей сборки. При отсутствии меток их наносят на поверхности, не являющиеся посадочными, уплотняющими или стыковыми, без нарушений защитных покрытий.

Разборку неподвижный сопрягаемых деталей производят на прессах с помощью специальных приспособлений или предусмотренных конструкцией специальных устройств (отжимных болтов, шпилек и т. п.). При разборке сопряженных частей допускается напрев охватывающей сопрягаемой составной части соединения без местных пережогов равномерно от периферии к центру разбираемого соединения. Температура предварительного нагрева должна быть около 100— 130°С. Подшипники качения снимаются без предварительного подогрева с приложением усилия к кольцу, имеющему неподвижную посадку.

Разборку фланцевых и стыковых соединений выполняют специальными приспособлениями и устройствами (домкратами, отжимными болтами и т.п.). Разборка стыкующихся поверхностей расклиниванием (зубилами или отвертками) не допускается.

При обслуживании и ремонтах насосов особое внимание должно уделяться состоянию уплотнений вала.

В питательных насосах применяют щелевые бессальниковые уплотнения. Через радиальный зазор (0,30—0,35 мм) между обоймой и втулкой горячая питательная вода не может проникать наружу корпуса, поскольку кольцевой зазор между буксой и втулкой заперт холодным конденсатом, поступающим в камеру давлением несколько большим, чем давление питательной воды в разгрузочной (или всасывающей) камере насоса. Часть конденсата попадает в разгрузочную (всасывающую) камеру насоса, другая част через камеры в конденсатор турбины и в бак низших точек.

При ремонте щелевых уплотнений промывают подводящий конденсатопровод и установленный в нем фильтр. Проверяют щупом радиальные зазоры в уплотнении.

При необходимости выполняют центрирование вала относительно обойм уплотнений перемещением корпусов подшипников и изменением установки их контрольных штифтов.

Сборку насосов производят ее гласно техническим условиям или руководству по ремонту конкретного насоса. Все детали собирают сборочные единицы согласно имеющимся меткам.

При сборке сопрягаемых деталей по посадкам с натягом и по скользящей посадке допускается нагрев охватывающей составной части в кипящей воде или в горячее масле.

При  запрессовке подшипников качения допускается   их   нагрев   в масле до 80—90 °С,   передача  усилий производится через  кольцо, сопрягающееся с натягом. При сборке насосов   необходимо    проверять совпадение осей   каналов    рабочих колес и отводящих устройств, допустимое несовпадение ±0,5 мм. У секционных насосов   проверяют   первую ступень, последующие контролируют поочередно по разбегу ротора после установки рабочих колес.