Производство кускового торфа на месторождениях малой мощности. Развитие добычи кускового торфа. Суммарная мощность всех приводов торфодобывающих машин, страница 3

Помимо многоковшовых экскаваторов для добычи торфа использовался комплекс машин ППМ, состоящий из универсального экскаватора

Э-352,  оборудованного  ковшом  драглайна,  дискового сепаратора, бункера накопителя и выдающего транспортера.  В середине 60-х годов  в промышленности начали проходить производственные испытания машины для поверхностно-послойной добычи торфа в агрегате с гусеничными  тракторами ДТ-55 - МПДК и КДН-2.  Однако из-за конструктивного несовершенства и технологической непригодности к условиям работы многих торфопредприятий России и Белорусси способ не нашел широкого использования и к началу 70-х годов уже не применялся.

В 1957 г. Калининский филиал ВНИИТП начал работы по созданию нового поколения машин для послойно-щелевого способа добычи  кускового  торфа  в  агрегате  с  гусеничными  тракторами  - МТК-12,

МТК-32.  Многолетняя эксплуатация машин в самых различных районах

СССР показала их работоспособность,  надежность и возможность получения хорошего коммунально-бытового топлива.

2.Разработка схем  производства кускового топлива на основе торфа

Активная промышленная добыча торфа как энергетического  топлива в 50-70е годы нынешнего столетия происходила за счет эксплуатации наиболее крупных, с лучшим по составу и свойствам  сырьем, месторождений.

Постепенная выработка  крупных торфяных месторождений привела к тому, что, хотя запасы торфа в республике довольно значительны, все большую долю в них начинают занимать  небольшие по площади и объему месторождения. И доля малых месторождений в общем  объеме запасов  торфа за счет выработки крупных возрастает.  На этих месторждениях нецелесообразно организовывать промышленную добычу фрезерного торфа по традиционной схеме из-за их незначительных размеров и большой удаленности от торфоперерабатывающих проиэводств.

В связи с вышесказанным, с растущей потребностью в коммунально-бытовом местном топливе,  с наличием на всей территории республики  так  же  значительных запасов имеющих большой энергетический потенциал отходов лесоперерабатывающей, льняной, бумажной и других видов  промышленности, возникает  вопрос об их использовании в качестве топлива.

Одним из наиболее перспективных направлений получения  коммунально-бытового  топлива следует считать развитие добычи кускового торфа и возможное получение при этом композитного топлива на основе  торфа с добавками отходов лесоперерабатывающих и других производств.

Для добычи  кускового  торфа  на месторождениях малой площади можно рассмотреть несколько технологических схем.

1. Карьерный  с  применением  многоковшовых экскаваторов типа

МТК-14 и стилочных машин. Этот способ, до сегодняшнего дня используемый в России и на Украине, расчитан на значительные объемы производства и применяется на  крупных  месторождениях.  Используемая техника металлоемка и крайне дорогостояща.  Применение способа для малых месторождений нецелесообразно.

2. Щелевой,  с применением прицепных к  гусеничным  тракторам машин для экскавации,  переработки и выстилки кускового торфа типа

МТК-12,  МТК-15, МТК-18, АНБ-701 и других. Однако серийно выпускается только машина МТК-12, предназначенная для работы с гусеничными тракторами,  которые, как и сама машина, изготавливается в России. Приобретение машин и тракторов за границей сегодня невозможно из-за отсутствия средств. Производство машин такого типа в республике не налажено.

3.Применявшийся в  свое  время  на ряде предприятий центральной

России карьерный комплекс ППМ, состоящий из одноковшового экскаватора,  дискового сепаратора, бункера-накопителя и выдающего конвейера. С комплексом использовалась стилочная машина.

Из трех  перечисленных для условий малых месторождений в республике следует признать второй и  третий  варианты  как  наиболее простые по возможностям реализации. Причем оба варианта могут быть реализованы различными схемами.