Развитие образования взрослых. Основные положения «Рекомендации» Генеральной конференции ООН от 26.11.1976 г.

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Выполнил: В.

Магистратура «Социальная педагогика» 1 курс

Развитие образования взрослых.

Основные положения «Рекомендации» Генеральной конференции ООН от 26.11.1976 г.

Эссе

В контексте существующего кризиса, отмечаемого всеми теоретиками и практиками современного образования, особую ценность приобретает каждый элемент системы образования в целом. Происходит это, видимо, потому, что в любой точке может лежать некая дисфункция, воздействие на которую, с целью ликвидации или же коррекции, может сдвинуть в нужном направлении весь процесс выхода из кризиса. Такой, значимой наравне с другими подсистемой является образование взрослых.

Традиционно образование было адресовано детскому и юношескому возрасту. С точки зрения всех наук, изучающих человека, эти периоды жизни индивида являются максимально сензитивными к различного рода воздействиям, и педагогическим в том числе. Однако, реалии современного мира таковы, что представляется невозможным за два десятка лет обучить человека всему, что поможет ему эффективно и активно существовать весьма продолжительный остаток его жизни, тот период, где он достигает расцвета всех своих возможностей, где раскрываются в полной мере скрытые или же лишь частично развернувшиеся потенции. Представление о таком расцвете лишь одно из всех представлений о том, к чему мы, педагоги, стремимся, обучая человека, как видим результат этого обучения в будущем своего ученика. Действия такого рода чаще всего выходят из идеальных представлений о результате процесса образования, но возможно ли иметь представление об итоге, имея дело с такой динамичной структурой, как личность человека?

Итог как нечто абсолютно конечное в сфере педагогики невозможен. И даже промежуточные итоги не всегда можно достоверно определить – получение зачета по предмету не гарантирует устойчивого знания в нем, а диплом не гарантирует компетентного специалиста в какой-то конкретной области. И, возможно, поэтому возник вопрос о необходимости образования, длящегося непрерывно, в течение всей жизни. Причем как по актуально возникающим профессиональным запросам (невозможность решения конкретной профессиональной задачи), так и по текущим (иностранные языки или же расширение сферы эстетических, культурных знаний). То есть такое образование помимо общих для любого типа образования функций, выполняет еще функцию некой «соломки», которую нужно постелить, на случай если полученного ранее образования, полученных ранее знаний человеку не будет хватать, а возможность получения их была под рукой.

В документе, прочтение которого послужило импульсом для написания данного эссе выражение «образование взрослых» трактуется авторами весьма широко. (Хоть эссе и является учебной задачей, которую нужно выполнить, но свобода выбора темы остается за мной). Оно означает весь комплекс организованных процессов образования, независимо от содержания, уровня и метода, формальных или иных, продолжающих или восполняющих образование, получаемое в школах и вузах. Не забывается также практическое обучение, благодаря которым субъектами образования развиваются свои способности, обогащаются знания, улучшается техническую и профессиональную квалификация и изменяются взгляды или поведение за счет приобретаемого личного развития и участия в общественном социальном, экономическом и культурном развитии.

Такое определение, как я сказала уже раньше, весьма широко, и, вместе с тем и за счет этого, является, на мой взгляд, полным, и противоречий не вызывает.  

Да и в целом, содержание и формулировки текста не вызвали у меня ни недопонимания, ни несогласия, ни, как иногда бывает, раздражения от большого нагромождения красивых умных слов, за которыми чувствуется отсутствие реальных дел. Очень важно наличие пункта об обязательном обмене опытом между странами, реализующими программы образования на основе этих рекомендаций.

Где же тогда находится проблематика?

В реализации на всех уровнях, я полагаю.

Во-первых, это будет уровень восприятия конкретным государством, а точнее восприятие конкретным руководством конкретного государства этих рекомендаций. Хоть это и нормативный акт, но характер «советов» не несет юридической силы, которая гарантирует послушание. Совет можно принять к сведению, и не обязательно ему следовать, это всем нам известно из житейских, бытовых ситуаций. И переложение их на такой высокий уровень отношений между такими  крупными субъектами – государствами, на мой взгляд, уместно. В конце концов, большая часть людей, проживающих в  какой-либо стране, в поле зрения которых попала бы эта проблема, определили бы ситуацию именно так.

Здесь мне вспоминается отрывок из одной лекции, прослушанной на пятом курсе: проблема всегда фиксируется научным языком, а затруднения – бытовыми, и большая часть людей разницы не видит. Определение проблем на прошлом занятии, точнее трудности, которые испытала наша группа с этим заданием, еще раз показала мне верность этой мысли. Однако это лирическое отступление уводит от темы.

Во-вторых, если государство приняло в использование эти рекомендации, встает проблема межведомственных взаимодействий по этому вопросу. Нужна разработка программ внедрения этих документов, адаптация их к реалиям государства, делегирование полномочий по осуществлению этих программ в конкретные государственные субъекты, регионы, муниципалитеты, встраивание программ образования взрослых в уже имеющиеся образовательные институты, или же открытие новых. Увы, четкость вертикали власти всегда вызывает сомнения у народа, и зачастую вполне обоснованные. Поле проблем здесь еще расширилось.

В-третьих, встает проблема кадров. И здесь есть два аспекта – либо для этой подсистемы образования нужны свои кадры, и их нужно откуда-то взять, как-то вырастить и получить. Либо эта нагрузка ложится на уже имеющихся педагогических работников, и встают вопросы о вознаграждении их за дополнительную нагрузку и о сочетании этой нагрузки с нагрузкой основной. Этой проблематики рекомендации касаются в тексте, но вскользь и без конкретики.

И, в-четвертых, хотелось бы еще выделить одну проблему – мотивация субъектов образования, самих взрослых на предлагаемое им образование. Нужен ли им этот ресурс, виден ли, понятен в использовании? Актуально ли это? Эта проблема для меня является самой важной, потому что без мотивационного компонента, без ценностно-смысловых конструкций любая деятельность эффективной не будет, так как просто не имеет значения для субъекта этой деятельности. Ведь взрослый человек, обладающий жизненным опытом, способный привлечь этот опыт для получения новых знаний – такой человек является, пожалуй, идеальным учеником. Он уже многое знает и умеет, если научится еще новому и синхронизации его со старым – такого человека, наверное, и учить больше нечему, он в состоянии со всем справиться сам…

Ошибочно представление о возможности насильственного перевоспитания взрослого человека в образовании, это отталкивает людей от, в сути, очень хорошей идеи. Взрослым, возможно, больше чем детям нужна индивидуализация процесса образования, но она должна быть очень и очень корректной. Теория «чистого листа» тут не уместна.

В качестве вывода хотелось бы сказать, что решение обозначенных проблем должно привести к обеспечению стабильности в обществе, усилению стержня устойчивого развития и оптимизации процессов социализации каждого члена общества, что мне как социальному педагогу видится приоритетной задачей.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Эссе
Размер файла:
35 Kb
Скачали:
0