Роль учебной практики в формировании профессиональной компетентности социального педагога. Компетентностный подход в современном образовании

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Институт педагогики, психологии и социологии

Психолого-педагогический факультет

Кафедра общей педагогики

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

(дипломная работа)

Допустить к защите:                                                       Научный руководитель:

зав. кафедрой общей педагогики,                                  канд. филос. наук, проф.

канд. филос. наук, проф.                                                А.К.        

                                                                    Подпись:

Подпись:

Красноярск 2008


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.. 6

1.1.    Компетентностный подход в современном образовании. 6

1.2. Структура профессиональной компетентности социального педагога. 14

1.3. Условия формирования профессиональной компетентности. 27

ГЛАВА 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.. 32

2.1. Анализ государственного стандарта образования специальности «Социальная педагогика». 32

2.2. Модели организации учебной практики в подготовке социального педагога. 43

2.3. Исследование роли учебной практики в формировании профессиональной компетентности социального педагога (на примере практико-ориентированной проектно-модульной системы обучения) 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 73

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 75

ПРИЛОЖЕНИЕ. 81


ВВЕДЕНИЕ

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Потребность современного российского общества в квалифицированных специалистах, компетентных в вопросах оказания психолого-педагогической и социальной помощи нуждающимся категориям населения в последнее десятилетие приобрела ярко выраженный характер. В условиях политических, социальных, экономических преобразований страны требования к профессионализму и уровню подготовки социальных педагогов резко увеличились.

Одним из основных недостатков в подготовке социальных педагогов на сегодняшний день выступает господство в высшей школе, так называемого знаниевого (гностического) подхода, в рамках которого основной образовательной задачей считается формирование у студентов прочных научно-предметных знаний. Подобное положение вещей неоднократно подвергалось критике [3, 18, 39]. Отмечалось, что в процессе обучения студенты имеют дело не с содержанием профессиональной деятельности, а с научными предметами [39].

Реальная профессиональная деятельность характеризуется многообразием контекстов применения знаний, комплексным характером педагогических ситуаций, что делает невозможным прямой перенос знаний в практику. Оказываясь в реальной рабочей ситуации, выпускник вуза на несколько лет проваливается в «яму адаптации» [39].

Современной альтернативой гностическому подходу, отвечающей всем тенденциям мирового образования является закрепленный в текстах «Стратегии модернизации содержания общего образования» [51] и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [33] компетентностный подход.

Введение компетентностей в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решить проблему, типичную для российской школы, когда студенты могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач. Компетентностный подход предполагает не усвоение отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Овладев набором ключевых компетентностей, социальный педагог сможет максимально полно реализовать как свои профессиональные, так и личностные, жизненные цели.

Центральное место в данной работе отведено профессиональной компетентности социального педагога и путям ее формирования в условиях образовательного процесса в вузе.

Развитие профессиональной компетентности будущих социальных педагогов необходимо для успешной жизни, повышения уверенности в себе, самореализации, саморазвития, необходимо для способности и готовности осуществлять продуктивную деятельность на благо социума.

Целью дипломной работы является исследование роли учебной практики в формировании профессиональной компетентности социального педагога.

В соответствии с целью решаются следующие задачи:

1.  Оформить представление о профессиональной компетентности социального педагога.

2.  Определить условия формирования профессиональной компетентности социального педагога в процессе обучения в вузе.

3.  Исследовать реализацию этих условий в теории и организации учебной практики социальных педагогов.

4.  Определить роль учебной практики в формировании профессиональной компетентности социального педагога.

Объектом дипломной работы является организация учебной практики студентов 5 курса специальности «Социальная педагогика» ИППС СФУ (на примере проектно-модульной системы обучения).

Предметом дипломной работы являются условия формирования профессиональной компетентности социального педагога в процессе прохождения учебной практики.

При выполнении данной дипломной работы использовались методы:

1.  Метод критического анализа литературы.

2.  Полуструктурированное интервью (см. Приложение).

3.  Качественный анализ полученной в ходе интервьюирования информации

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Дипломы, ГОСы
Размер файла:
434 Kb
Скачали:
0