Школа. Документы в ДДУ. Цветная маркировка диспансерных. Документы в школе. Справка при плановой госпитализации, страница 18

Врач, наблюдающий больного, должен решить вопрос о возможности для ребенка посещать уроки физкультуры. После перенесенных острых заболеваний (ангина, острые респираторные инфекции, пневмония, бронхит и др.) дети полностью освобождаются от занятий физической культурой на 2—4 нед. Детям с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой,  пищеварительной,  мочевыводящей, дыхательной систем следует рекомендовать занятия в специальных группах, а при длительной ремиссии и отсутствии симптомов недостаточности функции органов — в подготовительных группах. Правильно организованные занятия физической культурой способствуют восстановлению здоровья ребенка. Они повышают защитные силы организма, настроение и эмоциональный тонус, улучшают функциональное состояние различных органов и систем.

Принципы диспансерного наблюдения различны при разных заболеваниях, они диктуются особенностями патологического процесса. Основы методики ведения диспансеризации представлены в «Методических рекомендациях по проведению диспансеризации детского населения» (1974). Ниже более подробно рассматриваются рекомендации по диспансерному наблюдению детей с часто встречающейся патологией и с патологией, представляющей наибольшие трудности для лечащего врача.

Диспансерное наблюдение детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Дети, перенесшие ревматическую атаку, из стационара переводятся на долечивание в кардиологический санаторий. После выписки из санатория в течение 3 мес ребенка ежемесячно осматривает кардиоревматолог, предварительно ему проверяют кровь и снимают электрокардиограмму. В неактивной фазе в течение 1-го года заболевания осмотр проводят через 3 мес, а после года — каждые 6 мес. Для профилактики обострений санируют хронические очаги инфекции, осуществляют сезонную бициллинопрофилактику. Детей должен не менее 2 раз в год осматривать стоматолог и отоларинголог. Для предупреждения новой атаки детей, больных ревматизмом, наблюдает кардиоревматолог в течение 3 нед после каждой респираторной инфекции, ангины или фарингита. Выписка в школу возможна только после осмотра ребенка кардиоревматологом при нормальном анализе крови и при отсутствии отрицательной динамики на электрокардиограмме. Дети, больные ревматизмом в неактивной фазе, в 1-й год наблюдения занимаются физкультурой в специальной группе. Если нет признаков формирования порока сердца, то на 2-м году можно разрешить им заниматься в подготовительной группе. Профилактические прививки противопоказаны. С диспансерного учета ребенка снимают, если у него в течение 5 лет не было обострения процесса и порок сердца не сформировался.

Дети «угрожаемые» по ревматизму — это прежде всего дети с хроническим токсико-аллергическим тонзиллитом. Среди них особое» внимание должно быть обращено на детей, у которых родители страдали ревматизмом. Школьный врач должен хорошо знать этих детей и наблюдать за ними. Во время углубленного осмотра этих детей рекомендуется измерять частоту пульса, артериальное давление, проверять границы относительной сердечной тупости, выслушиватьих не только стоя, по и лежа; при усугублении сердечных изменений консультировать их у ревматолога. Необходимо регулярное лечение хронического тонзиллита, наблюдение отоларинголога и стоматолога.

У детей, перенесших инфекционно-аллергический миокардит, особенно легкую очаговую форму, принцип этапности лечения (стационар, санаторий, диспансерное наблюдение в поликлинике) соблюдается не всегда. Нередко после выписки из стационара детей сразу направляют в школу. Однако физическая работоспособность ребенка значительно снижена даже на 2—3-м году после болезни (в 2—3 раза по сравнению со здоровыми), тем более она низка в стадии реконвалесценции. Для профилактики обострений процесса и усугубления поражения миокарда следует каждого ребенка, перенесшего инфекционно-аллергический миокардит, долечивать в кардиологическом санатории. Опасность обострения процесса особенно велика в первые 2 года после заболевания.