Анализ состояния организации таможенного контроля в неторговом обороте (на примере Выборгской таможни), страница 4

Должностное лицо ОТО и ТК МАПП, проверив правильность взимания таможенных платежей, объявляет о завершении таможенного контроля и разрешает декларанту покинуть зону таможенного контроля. Товары, перевозимые сверх установленной нормы, в случае отказа владельца товара от уплаты причитающихся таможенных платежей, а также товары без предоставления необходимых для целей таможенного оформления документов, помещаются, по заявлению владельца товара, для временного хранения на СВХ[44] таможенного поста, либо, по заявлению владельца, могут быть вывезены за пределы территории РФ в режиме «Реэкспорт».

Таможенный досмотр (осмотр) товаров и транспортных средств  производится совместно с военнослужащими ОПК ФСБ РФ. Пpи осуществлении таможенного контpоля должностное лицо пpоизводит оценку действий и поведения подконтpольного физического лица, осмотp сопровождаемого багажа.

Анализ использования информационных технологий для организации СУР в неторговом обороте МАПП показал, что данные модели реализации принципа выборочности таможенного контроля  практически не используются. Применение КПС «Авто-контроль»  для отслеживания ориентировок в отношении физических лиц, может охватывать только иностранных лиц пересекающих границу РФ на иностранных легковых транспортных средствах, владельцами которых они являются, и не позволяет проконтролировать пассажиров данных автомобилей, а также российских физических лиц и российские автомобили.

В настоящее время в зоне деятельности Выборгского железнодорожного таможенного поста Выборгской таможни (далее – ВЖДТП) ежедневно оформляется две пары российских международных пассажирских поездов («Лев  Толстой» Москва – Хельсинки, «Репин» СПб-Хельсинки) и поезд финского формирования  «Сибелиус», Хельсинки – СПб. На ВЖДТП таможенный контроль осуществляют должностные лица отдела таможенного оформления и таможенного контроля (далее - ОТО и ТК) и отдела таможенного досмотра (далее – ОТД).

Таможенное оформление и таможенный контроль при выезде из РФ начинается с момента прибытия поезда на ст. Выборг и продолжается до момента его убытия с таможенной территории РФ. При въезде в РФ,  таможенное оформление и таможенный контроль начинаются с момента прибытия поезда на ст. Бусловская и продолжаются до отправления со ст. Выборг.  Эти процедуры проводятся непосредственно в поезде как во время стоянки на станциях Выборг и Бусловская, так и во время движения между этими станциями. В течение этого периода поезд является временной зоной таможенного контроля, созданной приказом Выборгской та-

можни[45].

В некоторых случаях (взимание таможенных платежей, выявление административного правонарушения в области таможенного законодательства, проведение досмотра товаров и т.д.) таможенное оформление и контроль могут проводиться в служебных помещениях ВЖДТП на станциях Выборг и Бусловская, на контейнерной площадке ст. Выборг, а также в других местах являющихся зонами таможенного контроля.

Итоги проведенного анализа говорят о том, что на ВЖДТП взаимодействие с отделением пограничного контроля  «Выборг - ж\д станция» организовано в соответствии с утвержденным Планом взаимодействия по охране Государственной границы Российской Федерации между ОКПП «Выборг» и Выборгской таможней, Инструкцией о режиме в железнодорожном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации «Выборг – ж\д станция». Можно говорить о действительно тесном взаимодействии, т.к., учитывая специфику организации проведения таможенных и пограничных формальностей в движущемся поезде,  таможенный и пограничный контроль проводятся практически одновременно. Вместе с тем, выявлено, что существующее взаимодействие приводит к отклонению от типовых схем организации пропуска. Так,  на момент осуществления таможенного оформления и таможенного контроля международного поезда у пассажиров отсутствуют загранпаспорта:

 -  при выезде из РФ, проводники  производят предварительный от-

    бор паспортов у пассажиров и передают их под роспись сотрудни-

    кам пограничной службы для контроля; 

-  при въезде в РФ, отбор паспортов производят сотрудники погра-

    ничной  службы и далее проводят их контроль в отдельном вагоне.

Другой проблемой является тот факт, что оформление паспорта непосредственно у купе не представляется возможным из-за необходимости использования  программного средства паспортного контроля «Каскад», а разнесение во времени таможенного и пограничного контроля приведет к увеличению общего времени контроля в два раза, что недопустимо при железнодорожных пассажирских перевозках. Данный факт осложняет таможеннику установление статуса пассажира и даты его последнего въезда в РФ для целей применения таможенного законодательства.

Для обеспечения эффективности таможенного контроля, в настоящее

время, проводники вагонов указывают дипломатический статус пассажиров в справке на вагон, а в случаях необходимости получения паспортной  информации, таможенник получает ее через старшего таможенного наряда, который организует взаимодействие с пограничниками.

Декларирование физическими лицами товаров перемещаемых в сопровождаемом багаже на международных пассажирских поездах, может  производиться в письменной и устной форме. Таможенное оформление пассажира начинается с момента принятия пассажирской таможенной  декларации (ПТД) или устного заявления лица об отсутствии у него товаров и валюты  подлежащих обязательному  письменному декларированию.

Для реализации пассажиром устной формы декларирования, должностное лицо ВЖДТП задает пассажиру вопрос о наличии у него товаров и валюты, подлежащих обязательному письменному декларированию. Из проведенного автором анализа следует, что более 97% пассажиров поездов российско – финляндского прямого железнодорожного сообщения декларируют товары в устной форме.