Анализ состояния организации таможенного контроля в неторговом обороте (на примере Выборгской таможни), страница 7

- физические лица, перемещающие товары из Таджикистана, Узбеки

   стана,       Казахстана, Киргизии, Украины и признанные в установ-

   ленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, а

    также, переселяющиеся в Российскую Федерацию на постоянное

    место жительства;

- физические лица, в отношении которых не предусмотрено простав-

   ление в удостоверяющем личность документе отметок, подтвер

   ждающих пересечение Государственной границы РФ (члены экипа

   жей самолетов, поездных бригад, водных судов, водители авто

  транспортных средств и т.д.)

Данные ПР предполагают проведение таможенного досмотра всех партий товаров перемещаемых данными категориями лиц и не влияют на пропускную способность в пунктах пропуска на границе в регионе деятельности Выборгской таможни лишь потому, что в первом случае (ПР №11\120505\00141) таможенный контроль проводится во внутренней таможне, а во втором случае (№11\110805\00201) отсутствует соответствующий товаропоток.

Автор считает, что данные ПР не реализуют основной принцип таможенного контроля – выборочность, т.к. обязывают производить по сути тотальный контроль в отношении достаточно обширной группы физических лиц, отвлекая и так немногочисленные силы должностных ОТО и ТК таможенных постов от других объектов контроля. Это является одной из актуальных проблем, требующих срочного разрешения.

В итоге можно сделать вывод, что в неторговом обороте должностное лицо ОТО и ТК может выбрать форму таможенного контроля в виде таможенного досмотра, только в случае срабатывания всего  двух вышеназванных профилей риска, а в остальных случаях должно обходится прямыми мерами минимизации рисков (формами таможенного контроля), которые могут применяться ОТО и ТК по собственному решению и без специального указания в профиле риска (проверка документов и сведений, устный опрос, получение пояснений, таможенное наблюдение, таможенный осмотр).

Проведенные автором исследования в части выявления критериев риска в неторговом обороте, подтверждают сложность их формализации в конкретных профилях риска из-за рассмотренной выше специфики перемещения товаров физическими лицами для личного пользования. Наиболее подходящими для применения и учитывающими специфику выявления рисков в неторговом обороте можно рассматривать ПР №11\101005\00227 и ПР №11\101005\00228 «Наличие у уполномоченного должностного лица таможенного органа информации о возможном правонарушении в области таможенного дела и(или) обоснованных предположений или соответствующих выводов о том, что заявленные сведения о товаре являются недостоверными». При этом, данные профили риска отрабатываются при любых индикаторах риска.

Таким образом, подводя итоги решения поставленных задач в данной главе можно сделать следующие выводы:

1. В таможенном деле России таможенный контроль в неторговом обороте все еще базируется на применении пассивных и активных методик визуального наблюдения за поведенческими реакциями физических лиц, требующих наличия у должностных лиц таможни специального опыта и интуиции;

2. Практически отсутствуют сертифицированные российские разработки информационных систем организации учета и управления рисками (обеспечение выборочного таможенного контроля) в неторговом обороте.  

3. Существующие схемы таможенного контроля в неторговом обороте (на примере таможенных постов МАПП и ЖДПП Выборгской таможни)  показывают, что организация СУР в неторговом обороте находится на уровне несвязанных и не систематизированных инициатив отдельных таможенных органов, что подтверждает отсутствие централизованного подхода к решению этой, на наш взгляд, важной и перспективной задачи.

4. Отсутствуют профили риска, актуализированные для неторгового оборота и позволяющие в необходимых случаях обоснованно применять  такую форму таможенного контроля, как таможенный досмотр.  



[38] А.В. Аграшенков. Психология в таможенном деле.-СПб: «ПиК», 1995.-624с.

[39] Пособие по борьбе с контрабандой наркотических средств и психотроных веществ для оперативного состава таможенных органов. Государственная Таможенная Служба России и Таможенная Служба Финляндии. Апрель 1997 года.

[40] Статья 366, Таможенный  кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22)

[41] Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли / Пер. оригинального официального текста ВТО. – Брюссель: WCO, июнь, 2005.

[42] Порядоктаможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами через таможенные посты МАПП Выборгской таможни. Рег.№ 10206000/047/02/102004

[43] Приказ ГТК РФ от 03.03.2003г. № 203 «О декларировании товаров»

[44] Приказ от 3 сентября 2003 года N 958 «Об утверждении Правил проведения таможенных

операций при временном хранении товаров»

[45] Приказ Выборгской таможни от   13.04.2006г. №   6-ВЗТК  «О создании временных зон тамженного контроля»

[46] Временная  технологическая схема таможенного досмотра товаров и транспортных средств, находящихся на ВЖДТП, утвержденная начальником Выборгской аможни 12.02.2004г. Рег.№10206000\011\01\022004

[47] Приказ ГТК России oт 28.06.2004 № 750дсп «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц   

    таможенных органов при применении системы управления рисками».

[48] Приказ ГТК России oт 28.06.2004 № 750дсп «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц  таможенных органов при применении системы управления рисками».

[49] Постановление Правительства РФ от 26.01.2006г. №29 «О внесении изменений в постановление  

    Правительства РФ от от 29 ноября 2003 года N 718»