Анализ состояния организации таможенного контроля в неторговом обороте (на примере Выборгской таможни), страница 3

Вопросы должны задаваться по оп­ределенной системе для получения сравнительных физических и пове­денческих реакций. Необходимо повторить один и тот же вопрос в разные моменты опроса для сравнения положитель­ной реакции. Не нужно искать ка­кой-то один ключевой элемент, нужно искать комплекс признаков об­мана. Двумя важнейшими органами восприятия являются зрение и слух. Нужно смотреть на человека, слушать его. Во время опроса необходимо доверять сво­им ощущениям и интуиции, быть наблюдательным. Слушать не только, что человек говорит, но и как он говорит.

          В соответствии с Таможенным Кодексом РФ, вышеперечисленные методы выявления физических лиц, провозящих контрабанду и применяемые должностными лицами таможни в зонах таможенного контроля, являются не чем иным, как формами таможенного контроля[40]: таможенное наблюдение и устный опрос, проверка документов и сведений..  В контексте Рамочных стандартов безопасности (пункт 1.2.2.)[41],  уже идет речь о комплексном таможенном контроле, где таможенный контроль и оценка рисков, в целях обеспечения безопасности, представляют собой постоянный совместный процесс.

По мнению автора, на сегодняшний день, основным инструментом должностных лиц таможенных органов РФ  для реализации СУР в неторговом обороте, все же  является  правильно организованное таможенное наблюдение.

2.2. Анализ существующих схем таможенного контроля в          неторговом обороте на примере таможенных постов МАПП                    и ЖДПП Выборгской таможни;

Как известно, на многосторонних автомобильных пунктах попуска (МАПП)  контроль за перемещением товаров и транспортных средств физическими лицами, осуществляют должностные лица отделов таможенного оформления и таможенного контроля (далее - ОТО и ТК) соответствующих таможенных постов МАПП Выборгской таможни в соответствии с порядком утвержденным начальником таможни[42] и во взаимодействии с отделениями пограничного контроля (далее – ОПК) ФСБ РФ, пограничного ветеринарного пункта,  пограничного пункта инспекции по карантину растений, российской транспортной инспекцией (РТИ), пунктами санитарно – эпидемиологического контроля и службой миграционного контроля  МВД РФ.

Декларирование физическими лицами товаров перемещаемых в сопровождаемом багаже через МАПП Выборгской таможни, может  производиться в письменной,  устной и конклюдентной форме. Конклюдентная форма применяется, как правило, для пассажиров автобусов, осуществляющих коммерческие перевозки и реализуется посредством двухканальной системы («зеленый» и «красный» каналы) в залах таможенного и по-

граничного контроля МАПП.

Пассажиры легковых автомобилей осуществляют декларирование в устной форме, как правило, не покидая транспортного средства. Должностное лицо принимает у физического лица пассажирскую таможенную декларацию (ПТД), проверяет правильность заполнения ее граф.

При осуществлении таможенного контроля, должностное лицо ОТО и ТК производит оценку действий и поведения подконтрольного лица, устный опрос, при необходимости, требует предоставления дополнительных документов, изучает содержащиеся в них сведения, цель поездки, сверяет полученные сведения со сведениями, заявленными в пассажирской таможенной декларации.

Предназначение товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами, устанавливает должностное лицо таможенного органа в соответствии со статьей 281 ТК РФ, исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу.

При ввозе товаров группы риска (новые автозапчасти, автомобильные покрышки, мебель и ее части, аудио-, видео- или бытовая техника) соответствующие данные заносятся в электронную базу “Учета частоты перемещения товаров группы риска”, которая формируется на таможенном посту по решению начальника таможенного поста. Данная информация используется должностным лицом ОТО и ТК при проверке частоты перемещения однородных или идентичных товаров риска через таможенную границу РФ конкретным физическим лицом в целях выявления коммерческих товаропотоков, выдаваемых физическими лицами как для личного пользования.

Применение данной схемы отслеживания риска, как мы уже отмечали выше, может быть эффективно только в отношении товаров декларируемых физическими лицами в письменной форме (в таможенном органе остаются таможенные и товарные документы), но в общем пассажиропотоке доля таких лиц составляет всего 3-5%.

          На наш взгляд, для проведения такого анализа достаточно аппаратных возможностей КПС (АРМ) ТПО, позволяющих анализировать номенклатуру и частоту перемещения товаров физическими лицами.

При наличии у физического лица в ручной клади, багаже или при себе товаров, предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, должностное лицо таможенного органа, после согласования со старшим смены и с ответственным по таможенному посту, направляет физическое лицо в группу оформления ОТО и ТК таможенного поста для производства основного таможенного оформления (выпуска для внутреннего потребления). При декларировании физическим лицом товаров, таможенная стоимость которых не превышает эквивалента 1000 $, заявляемых для коммерческих целей, таможенные платежи могут быть взысканы с применением таможенного приходного ордера (ТПО)[43].