Анализ состояния организации таможенного контроля в неторговом обороте (на примере Выборгской таможни), страница 2

   ленными вопросами;

- появление длительных пауз перед ответами на вопросы;

- ответ вопросом на вопрос;

- повторение задаваемых вопросов вслух или просьбы о пояснении

  вопроса сотрудником;

- изменение тона или тембра голоса: резкий тон указывает на страх;

  мягкий тон может быть прояв­лением попытки ослабить бдитель-

  ность сотрудника, осуществляющего таможенный контроль; быст-

  рая речь   может указывать на неискренность; очень тихий голос

выдает   испытываемый человеком страх.

Специфические особенности поведения:

- наличие явных осложнений с координацией дви­жений, рефлексами,

  слухом, зрением; это - возмож­ный признак утечки наркотиков во

  внутреннем или внешнем тайнике, вероятное проявление состояния

наркотического опьянения;

- другие внешние признаки наркотического опья­нения или пристра

  стия к  наркотикам: исколотые руки, начинающаяся "ломка" и т.д;

- явно видимая нечистоплотность, неопрятность.

Изучение вышеизложенных признаков внешнего вида и поведения пассажира (включая его движения, ми­мику, речевые построения) необходимо должностному лицу таможни для  развития своей наблюдательности, что в итоге позволит ему отработать выявление лиц группы риска с помощью пассивной методики принятия решений о применении достаточных форм таможенного контроля.

Данная методи­ка состоит из следующих эта­пов:

 1. Оценка опасности:установление в отдельном международ­ном пункте пропуска направ­лений, представляющих наибольшую потенциальную угрозу про­воза контрабанды.

2. Знакомство с «типичным пасса­жиром»:этап, очень часто недооцниваемый в работе, заключа­ется в изучении типа (категорий) пассажиров, которые обычно пересекают гра­ницу и имеют обоснованную при­чину для посещения страны (если известны признаки «типичного пассажира» каждого на­правления, легче оп­ределить по контрасту признаки потенциального контрабандиста).

3. Внешние признаки потенциаль­ного контрабандиста:определе­ние    внешнего  вида и поведения людей, представляющих наиболь­шую потенциальную   опасность провоза контрабанды. Как выг­лядит контрабандист?  Как он себя ведет?

4. Знакомство с информацией, зна­чащейся в документах людей пересекающих границу: эта информация позволяет получить массу сведений,  как о человеке, так и о цели его по­ездки.
          Активные методики выявления признаков провоза контрабанды применяются должностными лицами таможни с целью уточнить результаты этапа пассивного наблюдения за поведенческими реакциями подконтрольного лица. Приэтом, эффективность выявления таких признаков во многом определяется способностью создать соответ­ствующую искусственную ситуацию. В общем плане порядок активных действий должностного лица таможни может быть следующим[38]:

   А. Следует задать прямые вопросы, глядя прямо в глаза пассажиру, и

        отследить его реакцию;

Б.  Взглянуть в упор, с явным выражением сомне­ния в достоверности

        утверждений пассажира;

В.  Попросить показать содержимое багажа с де­монстрацией своих

        движений к этому предмету, от­слеживая при этом реакцию пасса-

        жира;

Г. Использовать речевые, мимические и прочие приемы, направленные

     на активизацию реакций пассажира, подозреваемого в провозе

            контрабанды.

Существует четыре типа вопросов, которые следует задавать в ходе оп­роса в определенном, методичном порядке (в отличие от неупорядо­ченных вопросов)[39]:

Уместный вопрос - это прямой вопрос, задаваемый с целью выявить пси­хологическую реакцию и сопро­вождающие ее физические про­явления. Например: «Везете ли Вы не задекларирован­ные предметы?», «Везете ли Вы наличные деньги в сумме, превышающие 3000 долларов США?», «Есть ли у Вас наркотики?». Были случая выявления лиц перевозивших наркотики когда, при произнесении должностным лицом  та­можни слова «наркотики», субъект тут же выдавал себя. Такое случа­ется, безусловно, не каждый раз, но наблюдение за физической реакци­ей позволяет выявить многое.

Контрольный    вопрос - преследует цель по­лучения лживого ответа с тем, что­ бы затем сравнить сходства и раз­личия в реакции.
Например: «Вам приходилось когда-нибудь лгать?». Большинство людей  в такой ситуации даст отрицательный ответ, что будет ло­жью, и их реакция даст вам точку для сравнения с ответами на умест­ные вопросы.

Симптоматичный вопрос используется, чтобы   установить,   вызывает   ли стрессовую реакцию у лица разговор на постороннюю тему.  Например: «У вас все в порядке?», «Вы плохо/хорошо себя чувствуе­те?», «Вы боитесь, что я Вас о чем-то спрошу?»

Сравнение ответов на уместные воп­росы, относящиеся к потенциаль­ному нарушению правил провоза то­варов, может привести к раскры­тию нелегального провоза валюты или наркотиков, если окажется, что пассажир реагирует слишком силь­но.

 Нейтральный вопрос. Такие вопросы должны задаваться в ходе всего опроса и призваны зате­нить уместные вопросы, с тем, что­бы они не так выделялись. Нейтраль­ный вопрос должен быть действи­тельно, совершенно  нейтральным.  Это по­зволяет организму вернуться к нор­ме (гомеостазу) и дает возможность получить ряд проверяемых резуль­татов. Если при упоминании «нарко­тики» у опрашиваемого побежали по телу мурашки, рекомендуется задать пару нейтральных вопросов, прежде чем вернуться к уместным вопросам. Например: «Поездка была приятной?», «Вам понравился Хельсинки (Вы­борг)?» Естественно, взволнованный ответ на подобные вопросы может ока­заться симптоматичным; в этом слу­чае Вы должны прощупать другие области или нейтрализовать ситуа­цию, проявив понимание. Вопросы типа «Где Вы покупали билет?», «Когда Вы получали паспорт?», «Назовите дату Вашего рождения» являются нейтральными в случае, когда подозревается нарушение пра­вил провоза товаров, и уместными, когда речь идет о возможном про­возе наркотиков, поскольку контра­бандист может не знать правильных ответов, если документы подделан­ные.