Речевая характеристика персонажей в романе В. Пелевина «Чапаев и Пустота», страница 10

Но самая главная роль Чапаева в романе – это роль Учителя, Будды. В разговорах Чапаева и Петра Пустоты мы не найдем ни политики, ни разъяснений военной ситуации, Чапаев рассуждает большей частью о сознании, о мироздании, о том, что является реальностью, а что – нет. Этот образ также имеет свои характерные стилистические черты. Например, рассмотрим ситуацию, когда Чапаев и Пустота прогуливаются ночью после разговора в бане: «Чапаев еще несколько секунд глядел в небо, а потом перевел взгляд на большую лужу прямо у наших ног и выплюнул в нее окурок. Во вселенной, отраженной в ровной поверхности воды, произошла настоящая катастрофа: все созвездия содрогнулись и на миг превратились в размытое мерцание. — Что меня всегда поражало, — сказал он, — так это звездное небо под ногами и Иммануил Кант внутри нас» (208). В данном высказывании перефраза «звездное небо под ногами» используется как поэтическое выражение обычного явления – отражения звезд в луже; «Иммануил Кант внутри нас» - это намек на то, что Чапаев переделал высказывание И. Канта «Лишь две вещи поражают меня: звездное небо надо мною и нравственный закон внутри меня». Когда Чапаев выступает в роли Учителя, его речь, чаще всего, наполнена высокой лексикой: « — Кстати, раз уж ты выражаешь обеспокоенность этой проблемой, действительно очень досадной, почему бы тебе не принять в ней участие? Помоги немного занять публику. Создай видимость того, что мы тоже вовлечены в эту вакханалию. У них должно сохраняться ощущение, что все здесь заодно» («выражать обеспокоенность», «вовлечены в вакханалию») (391). Но это не мешает Чапаеву в философских разговорах  использовать, порой, лексику со сниженной эмоционально-экспрессивной                 окраской,   принадлежащей   к   разговорному    или   просторечному  пласту: « — Практически, Петька, я тебе скажу, что, если ты боишься, нам обоим скоро хана. Потому что страх всегда притягивает именно то, чего ты боишься. А если ты ничего не боишься, ты становишься невидим. Лучшая маскировка — это безразличие. Если ты по-настоящему безразличен, никто из тех, кто может причинить тебе зло, про тебя просто не вспомнит и не подумает. Но если ты будешь елозить по стулу, как сейчас, то через пять минут здесь будет полно этих ткачей» (424). Слова «хана», «елозить», напоминают нам про напряженность ситуации – Чапаев заставляет Петра понять истину в то время, когда пьяные ткачи ищут их везде, чтобы убить.