Понятие нормы литературного языка. Устойчивость и изменчивость (стабильность и динамичность). Общественная осознанность и стихийность (неосознанность) использования, страница 6

В литературе существуют различные подходы к выделению стилей – в зависимости от критерия.

·  По жанровому признаку выделяют стиль сатиры, басен, эпистолярный стиль, газетно-журнальные стили, стиль литературно-критических работ и т. д.

·  По эмоционально-экспрессивным качествам речи выделяют торжественный, шутливый, холодный, сниженный. Эта классификация идет из античности и учитывает характер воздействия на слушателя.

Очевидно, что такие классификации лишены строгости, т. к. в первом случае точнее говорить не о стилях, а о жанрах, а во втором – не о стилях, а об эмоционально-экспрессивной окраске речи.

Одним из самых распространенных подходов к классификации стилей является функциональный подход. В основе этого подхода лежит понятие функции. Функция языка – это роль, которую он выполняет в тех или иных условиях речевого общения. Каждая функция – это определенная установка на ту или иную манеру изложения.

Современный русский литературный язык представлен системой функциональных стилей (ФС). Функциональные стили – это разновидности языка, в которых реализуются его основные функции – коммуникативная, информативная, воздействующая. ФС – исторически сложившиеся, социально обусловленные языковые «подсистемы». Каждая такая «подсистема»

а) соответствует определенной сфере человеческой деятельности, б) характеризуется совокупностью языковых средств, необходимых и удобных для выражения определенного содержания в  данных условиях  общения.

В современном русском литературном языке принято выделять пять основных ФС: разговорный, официально-деловой, научный, газетно-публицистический, стиль художественной литературы. Каждый из них имеет собственные характеристики – экстралингвистические (внеязыковые)  и лингвистические (языковые).

    Экстралингвистические особенности: сфера общения (официальная / неофициальная), преобладающий тип речи (монолог / диалог), цель, или функция общения: (коммуникативная, информативная, воздействующая) – См. табл.    

В приведенной ниже таблице представлено соотношение экстралингвистических факторов, которые учитываются при описании стиля.

Ситуация общения            !                        

Сфера      Тип речи  Цель (функция)  !            Стиль       Форма речи                 Стилевые черты

Неофиц       Д        Коммуникативная      Разговорный        Устная           Непринужденность, спонтанность

Офиц.          М       Информирующая

(объяснение)          Научный               Письм.      Абстрактность, точность, логичность

Офиц.          М       Информирующая

(инструктирование)  Оф.-деловой         Письм.              Официальность, бесстрастность

Офиц.          М       Информирующая, воздействующая       Газ.-публиц.         Письм.            Инф. насыщ., фактографичность,

(убеждение)                                                                экспрессивность, эмоциональность

Офиц.          М       Воздействующая 

(изображение),          Лит.-худож.          Письм.           Конкретность, образность, эмоц-ть эстетическая

Сокращения: Д – диалог, М – монолог.                           

В каждом стиле на первый план выходит одна из трех основных функций, но это не значит, что она единственная: все три функции характерны для каждого стиля, но в разной мере. Например,  для разговорного – коммуникативная, но имеют место также и две другие – информативная и воздействующая и т.д. То же можно сказать и о характеристиках типа речи. В таблице указаны преобладающие, например для научного стиля характерным считается монологический тип речи, но надо учитывать полемический характер научных дискуссий, а значит неизбежность элементов диалога и т. д. То же касается формы речи. Преобладающей для газетно-публицистического стиля считается письменная форма. Хотя существуют и устные его варианты (теле-, радиоречь), но они в значительной мере опираются на письменный (подготовленный вариант). В колонке «стилевые черты» также указаны преобладающие, хотя некоторые из них можно усмотреть и в других стилях. Все это свидетельствует о том, что каждый стиль – это отдельная система и в то же время связанная с другими стилями.