Понятие нормы литературного языка. Устойчивость и изменчивость (стабильность и динамичность). Общественная осознанность и стихийность (неосознанность) использования, страница 2

Общественная осознанность и стихийность (неосознанность) использования.

Норма, как правило, выступает в сознании говорящих несформулированной, лишь как навык. Об этом свидетельствует часто встречающееся неумение представить возражения против того, что кажется неправильным. Оценки типа «нехорошо», «не звучит», «некрасиво», «так нельзя» и т. п.  говорят об интуитивном неприятии факта и одновременно о неосознанности, неосмысленности законов языка, действующих в данном круге явлений. Имплицитно, т.е. неявно, норма выступает в виде образца, в виде текстов, считающихся образцовыми. В этой своей ипостаси норма проявляется в неявном, несформулированном виде, т. е. стихийно.

С другой стороны, норма социально обусловлена, общественно осознанна. Общественное приятие, проявляющееся в употреблении слова, формы, конструкции носителями литературного языка – основное и самое убедительное свидетельство нормативности данного явления. Это общественное приятие языкового факта может быть представлено эксплицитно, т. е. в явном, сформулированном виде – в виде кодификации.

Кодификация – это фиксирование объективно существующей языковой нормы, сформулированная в виде правил. Кодификация является результатом научного осознания закономерностей проявления нормы. Таким образом, «норма находится в самом языке и выводится из него объективно, а не предписывается ему извне, не переносится из словарей и грамматик. Кодификация свидетельствует об осознанности языковой нормы.

   Норма – это узус или закон?  Узус – сложившийся речевой обычай («так говорят»). Закон – установление, кодификация, закрепление закономерностей в грамматиках и справочниках («так надо говорить»). Является ли норма узусом, т. е. обычаем, отражающим внутренние, независимые от общественной оценки, свойства языка? Или норма – это установление, закон, который предписывает выбор тех ли иных вариантов на основе «вкусовой» оценки речевой практики?

Природа нормы двусторонняя. Норма – это и узус, и закон. В природе нормы скрещиваются и стихийные (основанные на внутренних свойствах языка), речевые навыки и внешние, социальные факторы  (влияние традиций, эстетические оценки).

Учитывая сказанное, можно дать определение: норма – исторически сложившееся, системно обусловленное, социально стимулированное, общепринятое употребление, обладающее воспроизводимостью и способностью функционировать в качестве эталона или образца.

    Система норм литературного языка.

Общелитературные нормы касаются всех уровней языка, поэтому говорят о системе языковых норм.

Лексические нормы  регулируют словоупотребление, не допускают: использования слова в несвойственном  ему значении, нарушения лексической сочетаемости и т.п.

Морфологические нормы регулируют употребление определенных словоформ (инженеры - *инженера, красивее - *красивше и т.п.).

Синтаксические нормы требуют соблюдения правил согласования, управления; правил построения предложения, порядка слов и т.п.).

Словообразовательные нормы не допускают употребления в литературных текстах слов, не соответствующих сложившимся словообразовательным моделям. Это ограничивает приток окказиональных слов.

Орфоэпические (произносительные) нормы не допускают искажения акустического образа слова, части слова, отрезка речи (например, соблюдение ударения).

Правописные нормы не допускают искажения графического облика слова и отрезка речи. Это определяется правилами орфографии и пунктуации.     

      Норма языка и норма стиля Стилистическая норма  - норма, присущая данному функциональному стилю. Оценивать один стиль, опираясь на нормы другого стиля, нельзя. Языковые средства должны соответствовать данному функциональному стилю. При оценке языковых явлений с точки зрения языковой нормы пользуются понятиями правильность/неправильность; а с точки зрения стилистической нормы – целесообразность/ нецелесообразность.