Предмет философии в историческом развитии. Кризис античного мировоззрения в философских учениях эллинистического периода, страница 3

18.  Как исторически менялся характер взаимодействия природы и общества?

ВАРИАНТ 3.

1.  Каково социально- культурное назначение философии? Может ли современное общество обойтись без философского знания?

2.  Выявите гносеологический и этический смысл тезиса Протагора «Человек есть мера всех вещей».

3.  В чем суть спора между номиналистами и реалистами? Какая позиция больше соответствовала религиозным догматам?

4.  В чем специфика ренессансной эстетики? Какую оценку получает человеческое тело?

5.  Какие методы познания были разработаны представителями новоевропейской философии?

6.  Выявите разницу в онтологических построениях Гегеля и Фейербаха?

7.  Каковы исторические причины и значение экзистенциальных учений 20 века?

8.  В чем отличия проблематики русской философии от западноевропейской?

9.  Как связано движение и материя? Какие подходы на этот счет мы обнаружим в истории философии?

10.  Как связаны акты сознания и деятельность человека? Все ли в поведении человека осознано?

11.  Докажите связь парных философских категорий «целое» и «часть», «общее» и «единичное» на примерах из общественной жизни, природы, мышления.

12.  Какие аспекты(стороны) процесса развития отражены в основных законах диалектики?

13.  Выявите социокультурные и психологические основы познания. Всегда ли человек познает?

14.  Чем отличается истина от догмы? Приведите примеры современных социальных догм.

15.  В чем специфика познания социальных явлений? Какую роль в социальном познании играют оценки?

16.  Какую роль в духовной культуре общества играет религия? Необходима ли религия современному обществу?

17.  Какие экзистенциальные проблемы человеческого бытия вы знаете? Охарактеризуйте наиболее очевидную для вас.

18.  Какие варианты решения экологической проблемы вы можете предложить?

ВАРИАНТ 4.

1.  Охарактеризуйте варианты решения философского вопроса о познаваемости мира. Чем аргументируют свою позицию оппоненты?

2.  Сравните онтологические учения Платона и Демокрита. Каково их общефилософское значение?

3.  Какие задачи стояли перед средневековой схоластикой? Дайте ей общую характеристику.

4.  В чем специфика социальных учений Возрождения? Каковы причины социального утопизма?

5.  В чем причины дуалистической позиции большинства философов Нового времени?

6.  Выявите противоречия между системой и методом Гегеля. Каково значение гегелевского метода?

7.  В чем причины иррационалистической тенденции в философии 20 века?

8.  Каковы отличия исторического пути русской философии от западноевропейской?

9.  Какой вклад в философское понимание бытия внесло учение о субстанции? Выявите основные подходы решения вопроса о субстанции.

10.  Как связаны сознание и самосознание? В чем значение самосознания человека?

11.  Докажите связь парных философских категорий «явление» и «сущность», «форма» и «содержание» на примерах из общественной жизни, природы, мышления.

12.  Как используются законы диалектики в предметно- практической деятельности человека?

13.  Каково значение интуиции в познании? Какова природа и основания интуиции?

14.  Может ли истина быть таковой без учета условий ее возникновения? Докажите на примерах.

15.  В чем разница между материалистическим и идеалистическим пониманием истории?

16.  Какие проблемы духовного характера порождает современная НТР? Можно ли приостановить прогресс науки и техники?

17.  Чем человеческая деятельность отличается от действий животных? Можно ли сравнивать человеческий мир с миром животных?

18.  Может ли на Ваш взгляд общество гармонично сосуществовать с природой? Каковы характерные черты такой гармонии?