Лекарственные средства, регулирующие функции центральной нервной системы. Средства для наркоза: Учебно-методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общей и клинической фармакологии

с курсом анестезиологии и реаниматологии

Утверждено на заседании кафедры

Протокол № ____ от «___»  __________ 2008

Заведующая кафедрой к.м.н. Е.И.Михайлова

ТЕМА: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ

                    ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. СРЕДСТВА ДЛЯ НАРКОЗА.

               СПИРТ ЭТИЛОВЫЙ. СНОТВОРНЫЕ СРЕДСТВА»

Учебно-методические рекомендации для студентов 3 курса

лечебного факультета

Авторы: Г.М.Бронская

Т.В.Сатырова

Гомель, 2008

Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены:

1. Актуальность темы.

2. Цель занятия (умение и знание).

3. Базисные разделы.

4. Рекомендуемая литература.

5. Вопросы для самоподготовки.

6. Графическая структура темы занятия.

7. Самостоятельная работа студентов.

8. Ситуационные задачи и тестовый контроль

1. Актуальность темы

Применение в анестезиологии современных лекарств, в т.ч. средств для наркоза, облегчает проведение хирургических операций, сокращает их длительность, расширяет возможности хирургическо­го лечения различных болезней, снижает степень риска для больного при проведении сложных хирургических вмешательств. Знание фармакокинетических и фармакодинамических особенностей снотворных средств важно в связи с широкой распространенностью нарушений сна. Знание свойств этилового спирта необходимо из-за актуальности проблемы алкоголизации населения.

2. Цель занятия:

Уметь оценивать возможности использования средств для наркоза, этилового спирта, снотворных средств. Уметь выписывать лекарственные средства этой группы в рецептах, исходя из особенностей их фармакокинетики и фармакодинамики.

Студент должен знать:

● Классификацию средств регулирующих функции центральной нервной системы;

● особенности фармакокинетики и фармакодинамики средств для наркоза, спирта этилового, снотворных средств;

Студент должен уметь:

● обосновать выбор препарата, учитывая его фармакологическую характеристику и индивидуальные особенности пациента;

● выписать в форме врачебных рецептов лекарственные средства из выше указанных групп.

3. Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия (базисные знания)

● физиологические механизмы процессов торможения и возбуждения в ЦНС;

● биохимические аспекты метаболизма этанола;

● анатомические и функциональные связи коры головного мозга и подкорковых структур.

Рекомендуемая литература

Учебники по анатомии, нормальной и патологической физиологии для студентов медицинских ВУЗов.

4. Рекомендуемая литература по теме занятия

Основная литература

1.  Материал лекции (по теме).

2.  Д.А. Харкевич. Фармакология. М., 2003. С. 163-189.

3.  М.Д. Машковский. Лекарственные средства. М., 2002. Часть 1. С. 16-34. М., 2005. С. 15-33, 761-763, 944.

Дополнительная литература

1.  В.П. Вдовиченко. Фармакология и фармакотерапия. Мн., 2006. С. 129-149 с.

2.  Г.Г. Воронов, Д.А. Рожденственский. Общая фармакология: вопросы, ответы, тесты. Мн., 2003. С. 47-58.

5. Вопросы для самоподготовки

Вопросы по базисным знаниям.

1. Виды ионных каналов по механизму открытия – закрытия.

2. Электрофизиология процессов возбуждения и торможения нейронов.

3. Теории сна. Виды сна.

4. Биохимические превращения этилового спирта в организме.

Вопросы по изучаемой теме

1.  Определение понятия наркоз.        

2.  Последовательность действия средств для наркоза на ЦНС.

3.  Классификация средств для наркоза.

4.  Особенности действия и применения средств для ингаляционного наркоза.

5.  Особенности действия и применения средств для неингаляционного наркоза.

6.  Свойства этилового спирта в разной концентрации. Применение в медицинской практике.

7.  Картина острого отравления этиловым спиртом.

8.  Социальные и медицинские аспекты алкоголизма. Механизм действия тетурама.

9.  Классификация снотворных средств. Влияние на структуру сна.

       10. Принципы фармакотерапии острого отравления снотворными средствами.

Темы УИРС:

1.  Дейтвие спирта этилового на  организм человека.

2.  Фармакотерапия алкоголизма.

Дидактические средства для организации самостоятельной работы студентов

1.  Компьютерная база данных.

2.  Таблицы:«Сравнительная характеристика средств для ингаляционного наркоза»;   «Сравнительная характеристика средств для неингаляционного наркоза».

3.  Схемы: «Соотношение стадий действия веществ наркотического типа действия»; «Принцип снотворного действия бензодиазепинов, барбитуратов»;

«Фармакокинетика и фармакодинамика этилового спирта».

4.  Задания для самостоятельной работы студентов.

5.  Задачи, тестовый контроль.

6. Учебный материал

Под наркозом понимают обратимое состояние организма, сопровождающееся утратой сознания, всех видов (прежде всего болевой) чувствительности, расслаблением скелетной мускулатуры на фоне сохранения деятельности жизненно важных центров продолговатого мозга (дыхательного и сосудодвигательного).

Воспроизведение данного состояния с помощью фармакологических средств имеет свою определенную историю. Так, например, с именем Го­рация Уэллса связано применение на практике закиси азота (1844), а первую демонстрацию эфирного наркоза у человека осуществил в 1846 г. Уильям Мортон. Хлороформный наркоз в акушерской практике приме­нил впервые Джеймс Симпсон (1847).

В военно-полевых условиях наркоз применял в эти же годы великий русский хирург Н.И. Пирогов и Ф.И.Иноземцев. В 1929 году для общей анестезии был впервые применен циклопропан, в 1935 - тиопентал, а в 1956 - галотан (фторотан).

Несмотря на то, что средства для наркоза (общие анестетики) в клинической практике применяются уже более cта лет, молекулярный механизм их действия  до конца остается неизученным. Существует несколько теорий раз­вития наркоза, которые с разных точек зрения пытаются объяснить меха­низмы влияния средств для наркоза на функциональную активность коры головного мозга и восходящих отделов ретикулярной фармации. К наиболее популярным теориям наркоза относят следующие:

- Липидно-водная (липидная) - Г.Мэйер и Э.Овертон (1899, 1901) - построена на существовании прямого параллелизма между способно­стью средств для наркоза растворяться в липидах мембран альвеол, попадать в кровь, проникать в ЦНС и оказывать негативное влияние на функцио­нальную активность нейрональных мембран.

- Теория поверхностного давления - развитие наркоза связыва­ет со снижением поверхностного давления мембран клеток и изменением их электрофизиологических свойств и энзиматической активности.

- Теория ингибирования энергии продукции/утилизации - ос­нована на снижении энергии продукции мозга, связанной с блокадой ме­таболических процессов и использованием кислорода (теория нарушения окисли­тельных процессов).

- Теория микрокристаллов (клатратов) - (Полинг, 1961) - по этой теории средства для наркоза за счет связей с гидрофобными зонами молекул белка клетки образуют кристалло-гидраты, являющиеся плохим проводни­ком электричества. При этом нарушается процесс дальнейшего возбуж­дения нейронов.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Фармакология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
250 Kb
Скачали:
0