Кинематический расчет привода. Подбор электродвигателя. Уточнение передаточных чисел привода. Определение частот вращения и вращающих моментов на валах привода, страница 2

[s]Н = [s]Нlim∙ZN∙ZR∙Zv/SH,                                         (1)

где [s]Нlim – предел контактной выносливости, МПа; ZN – коэффициент долговечности; ZR – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости сопряженных поверхностей зубьев; Zv – коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости; SH – коэффициент запаса прочности.

Предел контактной выносливости вычисляется по следующим формулам ([1], табл. 2.2):

[s]Нlim1 = 2∙НВср.б1 + 70 = 2∙285,5 + 70 = 641 МПа;

[s]Нlim2 = 2∙НВср.б2 + 70 = 2∙248,5 + 70 = 567 МПа;

[s]Нlim.т1 = 17∙НRCср.т1 + 200 = 17∙(45+50)/2 + 200 = 1007,5 МПа;

[s]Нlim.т2 = 2∙НВср.т2 + 70 = 2∙(235+302)/2 + 70 = 567 МПа.

Коэффициент запаса прочности:

SНб1 = SНб2 = SНт2 = 1,1, так как данные колеса имеют однородную структуру материала (улучшение);

SНт1 = 1,2, так как данное колесо поверхностно упрочнено (поверхностная закалка).

Коэффициент долговечности зубчатых колес учитывает влияние ресурса [1]:

, при условии 1 £ ZN £ ZNmax.                            (2)

Число NHG циклов, соответствующее перелому кривой усталости, определяют по средней твердости поверхности зубьев [1]:

NHG = 30∙НВср2,4 £ 12∙107.                                         (3)

Вычислим число циклов, соответствующее перелому кривой усталости для всех зубчатых колес:

NHG.б1 = 30∙НВср.б12,4  = 30∙2902,4 = 2,44∙107;

NHG.б2 = 30∙НВср.б22,4  = 30∙2602,4 = 1,88∙107;

NHG.т1 = 30∙НВср.т12,4  = 30∙4602,4 = 7,37∙107;

NHG.т2 = 30∙НВср.т22,4  = 30∙2402,4 = 1,55∙107.

Ресурс Nk передачи в числах циклов перемены напряжений:

Nk = 60∙n∙nз∙Lh,                                                 (4)

где n – частота вращения, мин-1; nз – число вхождений в зацепление зуба рассчитываемого колеса за один его оборот; Lh – время работы, час.

nз = 1 – для всех зубчатых колес;

Lh = tå = 12000 ч.

Вычислим ресурс Nk для передачи:

Nk.б1 = 60∙65,48∙1∙12000 =47,146∙106;

Так как для всех зубчатых колес Nk > NHG, то принимаем Nk = NHG.

Из (2) с учетом вышесказанного следует, что ZN.б1 = ZN.б2 = ZN.т1 = ZN.т2 = 1.

Коэффициент ZR примем для всех зубчатых колес равным единице (ZR = 1), так как предполагается шлифовка сопряженных поверхностей зубьев.

Коэффициент Zv, учитывающий влияние окружной скорости примем [1]:

-  для тихоходной шестерни: Zv.т1 = 1,02;

-  для тихоходного колеса: Zv.т2 = 1,02.

Подставим полученные значения величин в (1) и вычислим допускаемое контактное напряжение для каждого колеса.

Быстроходная ступень:

[s]Н.б1 = 641∙1/1,1 = 582,727 МПа;

[s]Н.б2 = 567∙1/1,1 = 515,455 МПа.

Для цилиндрических передач с непрямыми зубьями в связи с расположением линии контакта под углом к полюсной линии допускаемые напряжения можно повысить до значения [1]:

[s]Н.б = 0,45∙([s]Н.б1+[s]Н.б2) ³ [s]Н.min.б, при выполнении условия:

[s]Н.б £ 1,25∙[s]Н.min.б, где [s]Н.min – меньшее из двух [s]Н.б1, [s]Н.б2.

[s]Н.б = 0,45∙(582,727+515,455) = 494,182 МПа.

На основании вышесказанного принимаем [s]Н.б = 500,00 МПа.

Допускаемое напряжение изгиба [s]F зубьев шестерни и колеса определяют по зависимости [1]:

[s]F = [s]Flim∙YN∙YR∙YA/SF,                                        (5)

где [s]Flim – предел выносливости при отнулевом цикле нагружений, МПа; YN – коэффициент долговечности; YR – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости переходной поверхности; YA – коэффициент, учитывающий влияние реверса; SF – коэффициент запаса прочности.

Коэффициент запаса прочности SF для улучшенных и поверхностно закаленных зубчатых колес одинаков и равен 1,7, то есть:

SFб1 = SFб2 = SFт1 = SFт2 = 1,7.

Предел выносливости [s]Flim вычисляется по эмпирическим формулам (табл. 2.3 [1]):

[s]Flim.б1 = 1,75∙НВср.б1 = 1,75∙285,5 = 499,625 МПа;

[s]Flim.б2 = 1,75∙НВср.б2 = 1,75∙248,5 = 435,875 МПа;

2.3 Расчет зубчатой передачи

Межосевое расстояние

Предварительное значение межосевого расстояния aw¢, мм [1]:

,                                           (7)