Умственная деятельность человека. Операции мышления. Управление процессом мышления. Схема управления умственной деятельностью, страница 4

Каждый мыслеобраз – многомерное информационно-емкое, но конкретное сообщение, тогда как слово – конечное и ограниченное, но обобщенное понятие. Для достоверного описания конкретного образа необходимо использовать множество слов, причем любой образ можно выразить различным набором слов. Однако человек в своей речи, как правило, ограничивается одним – двумя словами. Например, один человек говорит: «Как я здорово отдохнул в это лето!», подразумевая свою садово-огородную деятельность на подмосковной даче, другой, преобразуя это сообщение, решит, что он побывал где-нибудь за границей на курорте.

Декодирование вербальных сообщений также осуществляется неоднозначно: у разных людей одно и то же слово преобразуется в различные образы. Например, при слове «цветок» у одного человека возникает образ ромашки, у другого – розы, у третьего – кактуса. Вследствие этого часто бывает, что собеседники говорят на одном языке, но не понимают друг друга.

В таблице 6.1 представлена схема разговора матери с сыном [13]. Каждый из говорящих оперирует конкретными мыслеобразами, которые в разговоре не может точно передать. Вследствие этого возникает неправильная интерпретация смысла слов собеседника, что приводит к конфликтной ситуации.

В процессе прямого преобразования слов в эквивалентный образ, словесное сообщение конкретизируется, дополняется с помощью априорной информации из памяти человека. При обратном преобразовании, наоборот: из конкретного многомерного образа выделяются несколько характерных признаков и преобразуются в слова. Это значит один и тот же образ разные люди выразят разными словами. Мы же наивно убеждены, что слова, которые мы говорим человеку, воспринимаются им в том значении, которое они имеют для нашего Сознания.

Процесс мышления при неправильном использовании может оказывать негативное влияние на здоровье и судьбу человека. Сам процесс мышления как силовой механизм оказывает воздействие, как на Разум, так и на тело человека. При правильном использовании этот процесс оказывает созидательное воздействие, а при неправильном – может оказаться разрушительным, генерировать патогенное воздействие. В таблице 6.2 представлены типовые операции мышления и соответствующие им негативные направления их использования.

Негативный результат процесса мышления объясняется тем, что каждый мыслеобраз, которым наше Подсознание оперирует длительное время, особенно если он подкреплен верой, находит свое отражение в наших действиях, в окружающей нас среде и событиях. Такие мыслеобразы Разум принимает в качестве цели, которую он обязан обеспечить человеку. При этом Разум не оценивает достоинств и недостатков этой цели, – это функция сознательной деятельности. Задачей Разума является претворение в жизнь доминирующей мысли человека – раз он все время об этом думает, значит ему оно очень нужно!

Чтобы мы ни переживали, чтобы мы ни делали, все события и обстоятельства нашего существования – все это реакция Разума на наши мысли. Не понимая этой закономерности функционирования Разума, мы считаем, что имеем право думать, что хотим и как хотим. Но незнание законов Мироздания не освобождает от ответственности!  Именно поэтому люди, проживающие в одном городе, на одной улице и в одном доме имеют разные судьбы.

Жизнь одного человека омрачена печалью, а у другого – глаза сияют радостью и счастьем. У одного человека – богатство и уважение, а его сосед терпит бедность и лишения. Один мучается от неуверенности и страха, другой с уверенностью смотрит в будущее. Кто-то работает с азартом и делает гениальные открытия, а кто-то – вяло, без души. Один, несмотря на усилия врачей, побеждает тяжелую неизлечимую болезнь, тогда как другой не может справиться с простым насморком.

Таблица 6.2.

Негативное использование операций мышления