Умственная деятельность человека. Операции мышления. Управление процессом мышления. Схема управления умственной деятельностью

Страницы работы

Содержание работы

6. Умственная деятельность человека

6.1. Операции мышления

Мышление обеспечивается работой Разума и реализуется как генетической (Подсознанием), так и социологической (Сознанием) системами интеллекта. В процессе мышления в полевой структуре человека создаются и преобразуются высокочастотные торсионные образования – мыслеобразы, которые оказывают силовое воздействие на нейроны обоих полушарий мозга.

Управляя процессом мышления, Разум осуществляет операции с моделями ситуаций, объектов и понятий. Основными операциями мышления являются:

²  выявление существенных признаков моделей;

²  сравнение моделей по существенным признакам;

²  конструирование образов реально несуществующих объектов путем комбинирования существенных признаков моделей;

²  воспроизведение динамических свойств моделей, как в ускоренном, так и в замедленном масштабе времени;

²  прогнозирование процессов изменения, развития и взаимодействия моделей;

²  выявление критериев оценивания моделей на основе их сопоставления;

²  оценивание полезности и вредности конкретных моделей по выбранным критериям;

²  учет важности критериев в зависимости от конкретной обстановки;

²  хранение в памяти результатов умственной деятельности, а также извлечение их по мере надобности;

²  выбор рациональных моделей поведения на основе их многокритериального сравнения.

Перечисленные операции осуществляются с использованием генетических программ, которые формируются на определенном этапе развития человека, а в процессе обучения дополняются стереотипами мышления.

В повседневной практике процесс принятия решений осуществляется в автоматическом режиме без участия сознания. Например, выходя из дома, человек должен решить, как ему лучше одеться. Обобщенная модель одетого человека включает верхнюю одежду, головной убор, обувь и т.п. Выбирая конкретные детали своего туалета, человек учитывает множество факторов, в том числе: метеоусловия, цель выхода, состояние здоровья, ограничения гардероба, гармонию деталей одежды, принадлежность в социальной группе, время нахождения в пути, возможные изменения  и ситуации в пути и т.п. Важность перечисленных факторов является переменной величиной, зависящей от конкретной обстановки и влияющей на значимость показателей качества деталей одежды: удобство, красота, тепло, защищенность, влагостойкость и т.п., поэтому в разных условиях решения будут различными.

6.2. Управление процессом мышления.

Процесс мышления, как любая функция управления, характеризуется следующими особенностями [22]:

² каждая задача, решаемая с его помощью, имеет целевую функцию, которая вытекает из общей целевой установки;

² решение задачи начинается с момента осознания возникшей проблемы, причем у человека проблема возникает в следующих ситуациях:

·  когда не случается то, что должно случиться (или наоборот);

·  при появлении новых потенциальных возможностей;

·  при возникновении новых потребностей;

² завершается процесс мышления только тогда, когда будет найдено решение, имеющее вероятность быть реализованным и обеспечивающее достижение цели.

Пока существует проблема и не найдены способы ее решения, процесс поиска решения будет продолжаться, циклически повторяя определенные стадии умственной деятельности: анализ, синтез и оценку. Поэтому процессы, происходящие при мышлении, могут быть описаны структурной схемой системы управления с обратной связью (см. рис. 6.1). На схеме материальной средой, в которой осуществляются операции мышления, является особая полевая структура, на которую, как на экран дисплея, проецируются в виде мыслеобразов модели ситуаций, объектов и используемых в процессе мышления понятий. В процесс мышления мыслеобразы запрашиваются из системы памяти, сформированной в процессе обучения.

Мышление, как управляющая деятельность, имеет три контура управления:

² внутренний  1, когда результат мышления остается «внутри человека», то есть не сообщается другим людям. Результаты внутреннего мышления не могут контролироваться извне, они являются уделом самого человека. Обучение через этот контур осуществляется в процессе чтения, просмотра кино и телевидения. Одни люди могут самостоятельно научиться правильному внутреннему мышлению, опираясь на освоенный социальный опыт, культуру, религию, медицину, логику и т.п. У других людей этот процесс умственной деятельности остается неуправляемым, стихийным и бесконтрольным;

² внешний 2, когда результат мышления замыкается на других людей, ЭВМ, телевидение и т.п. Процесс и результат этого контура мышления контролируется другими людьми и корректируется ими. Через внешний контур мышления осуществляется обучение человека родителями, школой, институтом и в рабочих коллективах. Результат мышления сравнивается с опытом учителя, выявляются отклонения, ошибки, учет которых позволяет правильно отработать алгоритм мышления;

² адаптивный  3, который включается в экстремальных ситуациях.

Похожие материалы

Информация о работе