Умственная деятельность человека. Операции мышления. Управление процессом мышления. Схема управления умственной деятельностью, страница 2

Рисунок 6.1 – Схема управления умственной деятельностью.

Специфической особенностью мышления является «одноканальность»: человек может быть занят либо внешним, либо внутренним мышлением. Работа адаптивного канала 3 осуществляется без участия его сознания.

В каждый момент времени в полевой структуре экрана может быть воспроизведена только одна модель, которая всесторонне обрабатывается. Поэтому поиск решений осуществляется циклически: в первом цикле определяются признаки и причины возникновения проблемы (анализ), воссоздается модель проблемы (синтез) и выявляются возможные ее последствия (оценка). На следующем цикле воспроизводится ситуация, по отдельным признакам совпадающая с возникшей проблемной (анализ), эта ситуация трансформируется как вариант решения проблемы (синтез), выявляются ее достоинства и недостатки, реакции всех заинтересованных сторон, возможности реализации (оценка). Если рассмотренный вариант имеет шанс быть реализованным и дать некоторую пользу, то он фиксируется в памяти. Далее воспроизводится следующая аналогичная ситуация, и цикл обработки мыслеобразов повторяется.

Если явно предпочтительного решения не найдено, то человек возвращается к отобранным вариантам решений и еще раз их обдумывает, последовательно пропуская через стадии анализа, синтеза и оценки, сравнивая их эффективность.

Наконец, когда выбор решения сделан, начинается поиск мотиваций для побуждения себя и других, связанных с данной проблемой людей, к реализации выбранного решения, и распределение управляющих воздействий по исполнителям: элементам мышечной и адаптивной структур.

В процессе мышления Разум осуществляет преобразования мыслеобразов – торсионных образований, оказывая на них реальное силовое воздействие, которое проявляется в движениях глаз, в мимике лица, жестах, речи, движениях рук и пр. Процесс и результаты мышления воздействуют также на систему адаптации для обеспечения соответствующей мобилизации организма. Поэтому следствием всех операций мышления являются эмоции – сигнал обратной связи, сопровождающий все операции мышления. Вид эмоционального состояния (ярость, раздражение, тоска, радость и пр.) зависит от содержания мысли, внутренних возможностей организма, внешней обстановки и степени мобилизации.  

Процесс мышления вызывает усиленное движение информационно-энергетических потоков в полевой структуре человека и создает новые торсионные образования. Поэтому, занимаясь умственной деятельностью, человек обогащает свой интеллект и повышает энергетику организма.

Кроме того, мышление требует от организма больших энергетических затрат. Но в живой системе все, что организмом часто используется, активно развивается. Поэтому люди – работники умственного труда (ученые, мыслители) обладают повышенными энергетическими резервами, имеют большую силу воли и отличаются долголетием. 

6.3. Погрешности умственной деятельности

Мышление, как любой процесс обработки информации, осуществляется с некоторыми погрешностями. Причинами появления погрешностей мышления могут быть несовершенство модели Реальности, использование ошибочных стереотипов мышления, поражение программ обработки информации пси-вирусами, выбор стратегии метапрограммы, не соответствующей конкретным условиям и т.п. Погрешности могут возникать эпизодически в случайные моменты времени, а могут проявляться систематически при выполнении определенных операций мышления.

Погрешности мышления могут возникнуть на каждом этапе получения и обработки информации:

² в процессе восприятия информации: в процессе мышления Разум обрабатывает не сами сигналы, поступающие из вне, а результаты их сравнения с мерой. То есть он оперирует сигналами, полученными в результате сравнения измерительной информации с моделью Реальности, хранящейся в памяти человека. Но у каждого человека свой опыт взаимодействия с внешним миром и поэтому своя модель Реальности [24]. Вследствие этого одно и то же сообщение каждый человек понимает по-своему, разные люди, глядя на одну и ту же ситуацию, видят ее по-разному и т.п.;