Пути профессионального роста преподавателя иностранного языка. Квалификационное и интеллектуальное развитие

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

контексте динамики изменений общество все более нуждается в людях, обладающих потребностью в саморазвитии и аутодидактическими навыками, то есть навыками самообразования. Человек в системе образования – это перманентное состояние человека XXI века. Философские основы непрерывного образования рассматриваются как непрерывное духовное самосовершенствование личности.

Подготовка преподавателя должна носить опережающий характер по отношению к подготовке обучаемых им будущих специалистов. Главным условием осуществления такой подготовки является потребность самих преподавателей в повышении уровня своей профессиональной компетентности и реализация этой потребности в многообразных ее вариантах.

Прежде чем наметить пути профессионального роста, необходимо обратиться к профессиограмме преподавателя:  «Занимается чтением лекций, проведением семинарских и практических занятий, руководит научной работой студентов. В обязанности входит также консультирование, прием зачетов и экзаменов, организация учебных и производственных практик для студентов, проведение воспитательных мероприятий. Как правило, совмещает преподавание с научной работой, а также занимается созданием методических материалов, необходимых в преподавании своего предмета (издает учебные и методические пособия, разрабатывает мультимедиа-презентации, тесты и т. п.). Непосредственно проведение аудиторных занятий занимает, в среднем, лишь около половины рабочего времени (12-18 часов)» [6]. Остальное – время самообразования.

Теперь рассмотрим понятие «профессиональный рост»: профессиональный рост можно определить как процесс изменения личности, характеризующийся формированием психических новообразований, связанных с приобретением личностью профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств личности и отражающих положительную динамику личности в профессиональном поле [3]      Из определения следует, что профессиональный рост подразумевает приобретение:

1.  профессиональных знаний, умений и навыков,

2.  профессионально значимых качеств личности,

3.  положительная динамика личности в профессиональном поле.

С точки зрения деятельностного подхода в психологии, оптимальное развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Иными словами, чем большего вы достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как личность. Однако профессия педагога имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит, его собственная личность является мощным “рабочим инструментом”. И, чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма

Педагогическая деятельность —  процесс  постоянного  творчества, поиска инноваций.   Но  в отличие  от  творчества  в  других  сферах   (наука,   техника,   искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного  нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда  остается  развитие  личности. Конечно, творчески работающий педагог создает свою педагогическую систему, но она является лишь  средством  для  получения наилучшего в данных условиях результата.

Модель системы идеальной иновационно-педагогической деятельности включает педагогический поиск, создание педагогического новшества, реализацию педагогического новшества, рефлексию. Педагогический поиск включает два доминирующих действия: поисково-информационное и аналитико-критическое. Основным этапом поисково-информационного этапа является сформулированная и описанная инновационная проблема, а аналитико-критического и педагогического поиска – сформированные предварительно критерии как модель цели и задач педагогического нововведения [4,23].

Поисково-информационное действие происходит в результате непрерывного образования. Сферы получения образования могут быть направлены непосредственно на квалификационное развитие либо на личностное развитие, но решают они одни и те же задачи:


Квалификационное развитие

Личностное развитие

Специально организованное обучение в учебных заведениях

Самообучение

Интеллектуальное развитие

1.Базовые курсы

2.Целевые курсы

3.Семинары, организованные другими преподавателями

4.Посещение занятий других педагогов

  1. Чтение книг, периодической печати, СМИ, Интернет
  2. Исследовательская деятельность
  3. Новаторская деятельность
  4. Участие в конференциях, чтениях, семинарах
  5. Открытые уроки
  1. Чтение книг, периодической печати, СМИ, Интернет
  2. Хобби

Непрерывное образование включает в себя специально организованное обучение в учебных заведениях. Посещение базовых и целевых курсов – необходимое условие овладения новой педагогической информацией. А участие в семинарах, наблюдение открытых уроков – возможность найти необычное методическое решение, позаимствовать удачный прием или технологию или даже сформулировать инновационную проблему.   

Самообразование ценно не как узкое “набирание” знаний, а как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свободное движение в культуре, неформальное общение с ней — а значит, это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере, неформальное бытие человека в знании.

Книги, периодическая печать, СМИ, Интернет знакомят с актуальными и свежими публикациями, высказываниями по телевидению, радио, обладают информацией о конференциях, семинарах, выставках. И, как результат, бытие в курсе важнейших событий, информированность, компетентность. Исследовательская деятельность предполагает курсовое проектирование

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
53 Kb
Скачали:
0