Система принципов обучения. Классические принципы обучения. Современные принципы обучения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Если у студента есть желание хорошо учиться, он может сам создавать систему знаний в своем сознании. Но нас интересуют рациональные пути усвоения знаний.

Этот принцип предполагает преподавание и усвоение знаний в определенной системе.

К. Д. Ушинский отмечал: "Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не слышит…"

Принципы систематичности и последовательности обучения способствуют формированию в сознании целостной картины мира. Принцип требует изложения учебного материала в определенной логике и находит выражение в следующих правилах: материал делится на разделы, т. е., в свою очередь -- на темы, в каждой из которых, выделяются ключевые понятия, основные идеи, которые необходимо усвоить.

Психологами установлено, что при соблюдении логических связей учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.

Принцип преемственности. Принципы последовательности и преемственности, при всей их внешней схожести, имеют различный дидактический смысл. Принцип последовательности выражает, главным образом, порядок и логику изучения учебного материала. Принцип преемственности помогает регулировать взаимодействие между педагогами и учениками, между различными дисциплинами.

Именно преемственность полагает добиваться плавного перехода от одного этапа обучения к другому.

Принцип доступности требует учета особенностей развития обучаемых с точки зрения их возможностей и предполагает такую организацию обучения, при которой они не испытывают интеллектуальных. моральных и физических перегрузок. Проблема доступного уровня трудности обучения является крайне сложной. Легкость обучения снижает интерес к учению, а трудность в обучении убивает интерес к учебе. Доступность нужно понимать не как упрощенчество, а как меру посильной трудности. Должно быть последовательное усложнение учебной нагрузки. Соблюдение таких правил, как от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от легкого к трудному, анализ примеров из окружающей жизни -- часто применяемые пути реализации данного принципа.

Принцип прочности. Чтобы прочность знаний была достигнута, необходимо основывать учебный процесс на учете психологических закономерностей при оптимальном напряжении умственных сил и способностей. Нельзя стараться запомнить все содержание, т. к. второстепенный материал способен заслонить главное, основное.

Для прочного запоминания важно, чтобы обучаемые овладели приемами заучивания и запоминания, знали, какой вид памяти у них является доминирующим (зрительная, слуховая, двигательная и др.). Проблема прочности усвоения знаний не должна сводиться только к тренировке памяти -- необходимо решать ее в единстве с развитием познавательных сил учащихся. Большое значение для прочности запоминания имеет повторение, которое желательно проводить многократно, вариативно, рассредоточив во времени.

На практике применяется три вида повторения: текущее (связанное с изучаемыми понятиями), обобщающее ( приводящее полученные знания в систему), и обзорное (выделяющее по большой теме или разделу основные идеи, мысли).

Принцип связи теории с практикой. Подготовка любого специалиста состоит из двух частей: овладению системой знаний (теоретическая подготовка) и формирование умений и навыков (практическая подготовка). Эти виды подготовки тесно переплетаются. Этот принцип при обучении предполагает отбор учебных предметов, обеспечивающих связь обучения с жизнью и подготовку к жизни, методах и организационных форм обучения.

Эти, так называемые классические принципы обучения в современной практике сохраняют свой первозданный смысл и в то же время развиваются, обогащаются, дополняются новыми идеями. Наука и педагогическая практика дополнила классические принципы обучения новыми современными принципами. К ним относятся следующие:

Принцип развивающего обучения. В наше время, когда фонд наук обновляются весьма стремительно, трансляция знаний с акцентом на память во многом утрачивает свой смысл. Знания сегодняшнего дня завтра могут устареть и оказаться мало

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
138 Kb
Скачали:
0