Личностно-ориентированные технологии обучения иностранному языку

Страницы работы

Фрагмент текста работы

По-видимому, одной из главнейших функций, которая играет  основную роль в умственном развитии ребенка в школьном воз растр, является мышление.

Есть все основания полагать, что роль обучения в развитии ребенка заключается в том, что обучение создает зону ближайшего развития.

Л. С. Выготский

 Часть

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ          ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Во введении к данной книге мы затронули проблему личнос:тно-ориентированного обучения, базирующегося на принципах туманистического направления в психологии и педагогике. Из всего многообразия технологий, претендующих на реализацию личностно-ориентированного подцода, мы отобрали обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение и '«Портфель ученика», доказавшие свою эффективность на протяжении многих лет в разных странах мира. Все указанные технолотии органично взаимосвязаны и взаимообусловлены и в этом смысле составляют определенную дидактическую систему. Однако, если говорить всерьез о личностно-ориентированном обуче-нии, нельзя не сказать и о других технологиях, также относящихся к этому направлению: открытое образование и индивидуальный стиль обучения (Пе Learning Style Approach) 1 . Следует сразу оговориться, что основные принципы гуманистической педагогики отражают по существу глубинное понимание самой педагогики и в той или иной интерпретации признаются всеми педагогическими школами. В самом деле, речь идет о воспитании таких общепризнанных ценностей, как открытость, честность,

hi Б16УЕИ±УКИ•.

МДЛУ

Guy R Lefrancois. PsychoIogy For Теа

Убо

альтруизм, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь. Какой педагог откажется от этих ценностей? Ведь дело не только в академических знаниях, умениях, навыках, но и в щховном, нравственном развитии личности. В настоящее время в зарубежной педагогике все больше склоняются к холистическому подходу к образованию (holistic education, Рон Миллер, Дж. Макс Винго). Основной идеей этого подхода является концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития| . Разница же между так называемой традиционной педагогикой, бихейвиористской педагогикой и гуманистической, холистической, заключается в подходах, методах воспитания этих ценностей. В первых двух это достигается (или, скорее, не достигается) посредством методов жестко регламентированной организации учебного процесса (система объяснений, закрепления, контроля за усвоением), столь же жестко регламентированных воспитательных мероприятий, что оставляет мало шансов для педагогического и межличностного общения, взаимодействия учащихся, инициативной творческой деятельности. Это вовсе не означает, что в условиях традиционного обучения, например, учитель не может использовать гуманистические технологии. Более того, все эти технологии, как уже говорилось выше, достаточно свободно вписываются в традиционную систему обучения, но при условии, что учитель изменит сам подход к процессу обучения, отношению к ученику, осознает, что в педагогическом процессе ученик является центральной фигурой, а не он; Деятельность познания является главной, а не преподавание; самостоятельное приобретение и, особенно, применение полученных знаний становятся приоритетными, а не усвоение и воспроизведение готовых знаний; совместные размышления, Дискуссии, исслеДования, а не запоминание и воспроизведение знаний имеют значение для развития личности; уважение к личности должно проявляться в процессе общения с учеником в любых ситуациях, а не назидание и менторство; учет особенностей физического, духовного, нравственного развития целостной личности ребенка, а не отдельных его качеств. В этой связи вряд ли уместно говорить о всестороннем развитии личности, ибо личность действительно уникальна, и то, что дается одним, слишком трудно достижимо для других. С точки зрения холистического подхода к развитию личности правильнее, видимо, говорить о полном развитии личности (термин был предложен академиком Л. Н. Боголюбовым).

 Ron Miller. What Аге Schools For? HoIistic Education In American Culture' — Vermont, USA, 1992.

В мировой практике неоднократно предпринимались попытки реализовать идеи личностно-ориентированного обучения, начиная, вероятно, с идей воспитания Дж. Дьюи, Жан Жака Руссо, Г. Песталоцци, Г. Торей, М. Монтессори, К. Д. Ушинского и др. При всем различии концепций этих педагогов их объединяло стремление воспитать свободную личность, сделать уче;ника центром внимания учителя в ходе педагогического процесса, предоставить ученику возможность активной познавательной деятельности через творчество, через самостоятельную целесообразную деятельность. «Мои ученики, — писал Г. Песталоцци, — будут узнавать новое не от меня; они будут открыВать это новое сами. Моя главная задача — помочь им раскрыться, развить собственные идеи“. Эти идеи и были положены в основу так называемых открытых школ или классов — открыТого образования. Основными принципами открытого образочвания были провозглашены: индивидуальное обучение, ответственность за собственные успехи, сотрудничество, направленВость на непрерывное образование. Обучение строилось на принЩипах децентрализации, по индивидуальным программам. Следуя идеям Жан Жака Руссо, открытые школы были в большей уере озабочены жизнью ученика, его эмоциональной сферой, его интересами, а не его образованием в узком смысле слова. Надо сказать, что в настоящее время те, очень немногие, от«рытые школы, которые еще продолжают функционировать в США, Австралии, Дании, Израиле и других странах, несколько отходят от ориентации на свободное воспитание и, хотя и Аридерживаются индивидуальных планов (на день, на неделю) программ обучения для каждого ученика, все-таки четко придерживаются общих рекомендаций о целях обучения, учебном флане, требованиях к уровням владения учебным материалом, оторые исходят из федеральных и местных органов образоваВия. В остальном, т.е. в планировании своего рабочего дня (учечик это делает совершенно самостоятельно или под руководЕгвом учителя), контактов с преподавателем, принятии самоФтоятельных решений о темпах продвижения, выборе учебных дредметов на день и прочее, принципы открытого образования Ъстаются в силе. Надо признать, что активность учащихся в этих ,шжолах, полностью

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
534 Kb
Скачали:
0