Медицина – «Первая наука о человеке», страница 2

2.2 Единая теоретическая система в медицине

Особый интерес для анализа исходных принципов исследования представляют первые попытки создания единой теоретической системы в науке. В медицине, как известно, такая первая попытка принадлежит Гиппократу. Он по праву считается отцом медицины, хотя зачатки врачевания и первые эмпирические знания в области медицины возникают и накапливаются за многие столетия до него в странах Востока, в Индии, Китае, Египте и в самой древней Греции. Ко времени деятельности Гиппократа был накоплен довольно значительный для своего времени фактический материал в области анатомии, физиологии, патологии и терапии. Именно этот фактический материал и был для Гиппократа объектом систематизации, а исходные принципы построения первой теоретической системы в медицине он получил в философских взглядах своего времени. Если известно, как внести в имеющиеся факты единый принцип объяснения из самой медицины, то во всяком случае известны всеобщие принципы единства всей природы. Великие материалисты древней Греции – Фалес, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит и др. учили о единстве и материальности вселенной, о вечном движении и закономерном характере всех явлений, совершающихся в мире. Все эти принципы вместе с наивным представлением о наличии первоматерии и воплотил в своем учении Гиппократ.

Обладая широким философским образованием и будучи лично знаком с Демокритом, Гиппократ сознательно становится на материалистические позиции в объяснении накопленного медициной эмпирического материала. Единство организма и природной среды, закономерная связь жизненных явлений с природными, рассмотрение организма в его вечном движении и изменении – таковы основные исходные позиции Гиппократа в построении системы. Вселенная едина и материальна, ее разнообразие определяется движением и различными сочетаниями основной первоматерии (по Эипедоклу – четырех стихий: огня, воздуха, воды и земли). Следовательно, и жизнь организма, его болезни следует объяснять не проявлениями  божественной воли или злого духа, а естественными причинами – влиянием природных явлений. Жизнь организма, по Гиппократу, определяется четырьмя соками (или жидкостями), в основе которых лежат различные сочетания первичных начал природы (тепла, холода, влажности и сухости). Во вселенной все находится в вечном движении, «все течет». Следовательно, и болезнь – явление изменяющееся, в здоровом организме жидкости должны быть смешаны в правильной пропорции, нарушение которой под влиянием природных факторов (дискразия) и означает наступление болезни. Отсюда же протекали многие другие идеи Гиппократа, надолго опередившие эпоху, - вера в целительные свойства природы и задача использования врачом природных свойств организма, требование наблюдать у постели больного и догадки о влиянии условий жизни людей на их здоровье и т.д. И как бы наивны не были с позиций современной медицины некоторые теоретические положения Гиппократа, связь его гуморальной теории с исходными материалистическими принципами древнегреческой философии несомненна.

Другой выдающийся систематизатор древности Гален, также обладавший разносторонними философскими познаниями, но тяготевший к воззрениям Аристотеля, сам рекомендовал знакомиться с его произведениями в строго определенном порядке, начиная с тех, в которых им дано критическое изложение философских систем.

Таким образом, уже на заре возникновения теоретической медицины исходные мировоззренческие позиции систематизаторов медицины служили для них методологическими принципами, на основе которых создавались теоретические системы. В зависимости от того, какие исходные мировоззренческие принципы брались за основу объяснения жизни и ее проявлений, в том числе болезни и здоровья, в зарождающейся медицине происходила довольно острая борьба материализма и идеализма. В противовес материалистическим взглядам на живой организм в это же время возникает и идеалистическая линия. Так, например, Платон в полном соответствии с основными принципами своей философии в духе объективного идеализма, раскалывающего единый мир на два мира – сверхчувственный мир устойчивых идей и изменчивый непосредственно данный в чувствах мир вещей, смутно отображающий идеальную основу мира, истолковывает идеалистически все процессы, происходящие в здоровом и больном организме. Согласно Платону, жизнь состоит в постоянном взаимодействии тела и духа. Ведущую роль в этом взаимодействии играет жизненный дух, его наличие определяет целостность организма и внутреннее стремление к выздоровлению в больном организме. Вместе с учением Аристотеля о целенаправленности всего существующего взгляды Платона долгое время оказывали серьезное влияние на медицину, став в период средневековья одной из серьезных основ схоластической медицины. Не избежал этого влияния уже Гален, в мировоззрении которого элементы материализма причудливо переплетаются с идеалистическими взглядами о внутренней целесообразности устройства органов, об основных нематериальных “силах”, изначально присущих человеку и т.д.

Зарождение и развитие теоретической медицины находилось, таким образом, в тесной зависимости от характера и уровня борьбы материализма и идеализма в философии, от разработки тех исходных мировоззренческих принципов, на которые могла опереться медицина. Общефилософские (материалистические или идеалистические) представления о мире служили в этот период как бы внешней “моделью” для создания соответствующих общемедицинских представлений о сущности и причинах заболеваний. В принципе необходимого соответствия, совпадения общего (мир в целом) и частного (природа человека, его болезней и здоровья), как в зародыше содержались положительные и отрицательные моменты той роли, которую материалистическая философия играет в этот период как методология медицины. Положительным было хотя бы уже то, что медицина смогла сделать первые шаги на пути к созданию своей общей теории. Все последующие систематизаторы и теоретики медицины могли отталкиваться от уже имеющихся представлений Гиппократа, от гуморального и солидарного направлений, уточняя, критикуя и преобразуя эти взгляды. Отрицательные моменты, вытекающие из умозрительного характера представлений о природе, из натурфилософского понимания мира, то есть из неразвитости первоначальной формы материализма, выявились в медицине значительно позднее.