Медицина – «Первая наука о человеке»

Страницы работы

Содержание работы

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ С ПРАВОВЕДЕНИЕМ, КУРСОМ ИСТОРИИ И ОСНОВ ЭКОНОМИКИ

РЕФЕРАТ

ТЕМА: МЕДИЦИНА – «ПЕРВАЯ НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ» (БЛОХИН)

Выполнил:                                                               Проверил:

соискатель кафедры                                              зав. кафедрой,

общей хирургии лечебного факультета             д.ф.н., проф. Азаматов Д.М.

Салимгареев И.З.

Уфа 2005

План

1. Введение                                                                                                                  3

2. Значение борьбы материализма с идеализмом в развитии медицины

2.1. Зарождение медицины как науки                                                              4

2.2. Единая теоретическая система в медицине                                              6

2.3. Борьба материализма и идеализма в последнее столетие                     14

3. Теоретические потребности медицины и философии

3.1. Центр внимания медицины                                                                      17

3.2. Медицина на современном этапе                                                             22

3.3. Значение философии в развитии медицины                                           28

4. Заключение                                                                                                           31

5. Список литературы                                                                                              32

Введение

Изучение природы человека и тех социальных и биологических механизмов, которые лежат в основе его поведения и деятельности, представляет собой одну из главных проблем науки. Проблема поведения и деятельности человека изучается представителями разных наук: педагогики, философии, социологии, генетики, психологии, физиологии, политической экономики.

Научный и технический прогресс, все сферы общественного производства непосредственно связаны с жизнью и деятельностью самого человека. В свою очередь, качество жизни и его деятельность  неразрывно связаны с состоянием его здоровья, которое и обусловливает в итоге социальное благополучие. Проблема здоровья была актуальной во все периоды существования человека, ввиду чего потребность общества в науке, занимающейся лечением различных заболеваний, привела к созданию медицины на самой заре существования человечества.

Медицина, как и всякая наука, представляет собой результат длительного исторического развития, органически связанного с развитием самого человеческого общества, естествознания, философии и техники. Прогресс медицины как науки выражался не только в практических успехах в области распознавания и лечения отдельных заболеваний, но и в умении теоретически понимать причины, сущность и основные закономерности развития заболеваний. Вне прогресса теоретического знания невозможны были сколько-нибудь прочные успехи в области медицинской практики, невозможно было встать на путь предвидения, которое в медицине играет исключительно большое практическое значение.

Однако, вступая в теоретическую область, медицина на любом этапе своего развития всегда была вынуждена в какой-то степени покидать обычную и кажущуюся столь прочную почву непосредственных фактов, ибо объяснение фактов требует размышления о прошлом и будущем, то есть о том, что непосредственно в самом отражаемом факте не присутствует.

С момента возникновения медицины как науки, шел процесс постепенного осознания своего собственного предмета. Это означало все более упорное стремление раскрыть природу человека и его заболеваний на материале самой науки, на основе непосредственных наблюдений за больным организмом, за действием лекарственных препаратов, впоследствии на основе эксперимента. Такого рода ученые, верные фактам, наблюдению, эксперименту, естественно отклоняли всякую возможность объяснять явления каким-либо духовным началом. (№1, с 56-57).

2. Значение борьбы материализма с идеализмом в развитии медицины

2.1 Зарождение медицины как науки

Большинство естествоиспытателей, в том числе и врачи, всегда обладали стихийным неосознанным убеждением в объективной реальности внешнего мира. Иначе говоря, внутренняя сущность естествознания, и в том числе медицины, всегда была глубоко материалистична. Неслучайно еще Фейербах в свое время писал: «Медицина, и в первую очередь патология, является родиной и источником материализма». Основными принципами естественно-исторического материализма являются убежденность ученого в объективности природы и ее законов, понимание данных науки не как произвольных построений человеческого разума, а как приблизительно верного отражения независимой от человека сущности вещей. Эта стихийно материалистическая тенденция проявлялась с самого зарождения медицины как науки. Иначе говоря, материализм вырастал на почве самой медицины, стихийно, в силу ее стремления как можно точнее и вернее отразить объективную природу изучаемых явлений в них самих.

Развиваясь на естественнонаучном фундаменте, медицина неизбежно испытывала потребность в использовании гипотез, идей и теорий, разрабатываемых в биологии, физике, химии. Но вместе с достижениями естественных наук, без которых был невозможен прогресс знаний и практики, в медицину со стороны теоретических областей естествознания столь же закономерно вторгалась острейшая мировоззренческая борьба, которая постоянно происходила в смежных областях науки. Многочисленные теологические, виталистические, механистические теории, зародившись в биологии и других науках, неизбежно проникали в медицину, видоизменяясь и приобретая на ее почве своеобразный характер.

Тесная зависимость медицины от естествознания всегда порождала опасность механического перенесения закономерностей той или другой формы движения материи на почву медицины и тем самым опасность искажения медициной своего специфического предмета. Медицина как наука, в силу указанных обстоятельств, особо нуждалась в таком методологическом оружии, которое, с одной стороны, помогло бы справляться с все возрастающей лавиной новых теорий, идей и гипотез на основе их обобщения под специфически медицинским углом зрения, а с другой стороны, отстаивать эту линию от влияния идеализма, механицизма и метафизики.

К необходимости опереться на философское мировоззрение естествоиспытателей толкали в первую очередь потребности построения теоретического знания в своей собственной области. Обычно естествоиспытателей побуждает к построению теории накопившееся море разрозненных фактов, которые нуждаются в систематизации и обобщении под определенным углом зрения. Естествоиспытатель, в распоряжении которого оказываются такие разноречивые фактические данные, вынужден либо подыскивать для каждого из них особое объяснение, особые причины, либо объяснять различные факты с какой-то единой точки зрения, находить единый обобщающий принцип объяснения. Вполне понятно, что когда сущность изучаемого объекта исследователю еще неизвестна, то единый принцип объяснения фактов он не в силах выдвинуть, оставаясь в пределах своей лишь области знания. Перед исследователями стоят лишь факты, но как связать эти факты друг с другом, как понять, почему, например, в одних и тех же условиях один человек заболевает, а другой нет, почему одному человеку данное лекарство помогает, а другому, напротив вредит? И почему вообще возникают болезни, откуда они происходят? (№2, с 84-87).

Похожие материалы

Информация о работе