Ответы на экзаменационные вопросы (Обеспечение безопасности и плавности движения поездов при проектировании продольного профиля и плана железных дорог. Проектирование продольного профиля новых ж/д. Обеспечение бесперебойного движения поездов при проектировании продольного профиля и плана ж/д. Трассирование ж/д.), страница 2

 iпбвр – предельно-безвредный уклон. Наибольшая величина предельно безвредного кулона определяется из условия движения поезда на холостом ходу с заданной постоянной скоростью. Т.к. имеем холостой ход, то Fk = 0;

0 = Pwх׀ + Qwo׀׀ + (P + Q) iпбвр.

В результате экспериментального проектирования получено определение вредного спуска. Спуск называется вредным, если преодолевается высота >10м и уклон элемента профиля круче 4%о.

 Δh > 10м; i > 4%о – спуск вредный.

Вредная яма – если к яме хотя бы с одной из сторон примыкает вредный спуск.


4. Обеспечение бесперебойного движения поездов при проектировании продольного профиля и плана жд.

Для бесперебойного движения поездов, необходимо чтобы поезд на всем пути следования испытывал одно и тоже сопротивление движению.

Расчетная масса состава поезда определяется из условия движения по руководящему подъему поезда с одиночной тягой равномерно с расчетной скоростью

В этом случае на поезд действует сопротивление wo׀ + wo׀׀ + wi. Если поезд вступает в кривую, то появляется дополнительное сопротивление от кривой. В этом случае действует сопротивление wo׀ + wo׀׀ + wi + wr. wr = iэ(к).

Для того чтобы поезд испытывал одно и тоже сопротивление, как на прямом участке, так и в кривой руководящий уклон в пределах кривой необходимо уменьшить на величину уклона эквивалентного сопротивлению от кривой.

В кривых малых радиусов уменьшается коэффициент сцепления колес с рельсами. Fк(сц) = 1000Р·ψсц. Так как ψсц уменьшается, то уменьшается и сила тяги по сцеплению Fк(сц). Для компенсации уменьшения силы тяги руководящий уклон в кривой необходимо уменьшить на величину iψ (приводится в СТН). Кроме того, необходимо руководящий уклон уменьшить на величину iψ на длине равной длине поезда со стороны подъема, чтобы локомотив и состав имели одно и тоже сопротивление.

 В тоннелях из-за повышенной влажности и плохой вентиляции уменьшается коэффициент сцепления колес с рельсами, что ведет к уменьшению силы тяги по сцеплению. Для компенсации уменьшения силы тяги руководящий уклон в тоннелях и на подходе на длине равной длине поезда уменьшается с помощью коэффициента αт.

Значения αт приводятся в СТН в зависимости от длины тоннеля. Руководящий уклон смягчается при длине тоннеля более 300м.

Для предотвращения снежных заносов теорией и практикой проектировки выработаны следующие положения: 1)Трассу следует проектировать с учетом направления господствующих ветров. 2)По возможности следует избегать при проектировании выемок и нулевых мест. 3)преимущество при проектировании отдается насыпям высотой над уровнем расчетного снежного покрова не менее 0,7м – для однопутных жд. и не менее 1м – для двухпутных жд. Для насыпей, не удовлетворяющих этим требованиям, а также выемок и нулевых мест проектом должны предусматриваться средства защиты пути от снежных заносов.

В профиле смежные элементы сопрягаются между собой круговой кривой в вертикальной плоскости. В плане для перехода с прямых участков пути в кривые устраиваются переходные кривые. При совпадении этих кривых очертание рельса описывается сложной зависимостью, т.к содержать такие участки пути от начала или конца круговой кривой на расстояние Тв + lп/2

lп – длина переходной кривой; Тв – тангенс кривой в вертикальной плоскости.


5. Трассирование жд. (Факторы, определяющие выбор направления трассы. Трассирование на вольных ходах).

Трассирование – комплекс проектно-изыскательских работ, которые выполняются для выявления возможных вариантов трассы, инструмент. укладки трассы и закрепления ее на местности. На выбор направления дороги влияют экономические, природные и технические факторы.

К экономическим относят: 1)назначение дороги; 2)положение населенных пунктов и экономических центров в районе проектирования; 3)размеры перевозок. К природным относят: топографические, инженерно-геологич., мерзлотные, сейсмические и другие природные условия района проект. дороги. К техническим относят: технические параметры проектируемой линии; условия и сроки строительства; примыкание к существующим путям сообщения.

Если жд. прокладывается между двумя населенными пунктами, то предпочтительнее вариант имеющий меньшую протяженность.

При проектировании жд. призванной удовлетворить транспортные нужды данного района предпочтение следует отдавать варианту, который в большей степени свяжет все крупные экономические центры районов.

Чем больше размеры перевозок, тем целесообразнее вариант с более пологим руководящим уклоном.

По природным условиям варианты могут трассироваться: 1)по попутным долинам рек, водоразделов, 2)иметь различное пересечение горных хребтов, 3)обход геологически-неблагоприятных мест.

Этапы трассирования: 1)Выявление и предварительное обследование возможных принципиальных направлений проектируемой линии, и выбор из них наиболее рационального. 2)Установление конкурентных вариантов трассы по выбранному принципиальному направлению и трассирование каждого из них с выбором оптимального варианта. 3)Корректировка трассы принятого варианта, перенос ее на местность и геодезическое закрепление.

Как правило, на участках вольного хода нет значительных высотных препятствий, но имеют место местные высотные препятствия (мыс, лог). Основной принцип трассирования на участках вольного хода – укладка трассы по кратчайшему направлению, но наличие контурных и местных высот препятствий приводят к необходимости отклонения трассы от кратчайшего направления. Для уменьшения объемов земляных работ местные высотные препятствия преодолеваются с помощью руководящего уклона, поэтому продольный профиль вольного хода представляет собой то или иное сочетание площадок с уклонами вплоть до руководящего. План участка вольного хода характеризуется кривыми, которые предусматриваются либо для обхода контурных препятствий либо для преодоления местных высот.

Некоторые положения трассирования на участках вольного хода: 1)Необходимо укладывать трассу по кратчайшему направлению между фиксированными точками, т.е с препятствия на препятствие. 2)