Организация работ по восстановлению земляного полотна, страница 5

·  па болотах Глубиной более 1,5 м — отсыпать насыпи без предварительного выторфовывания;

·  на болотах глубиной более 1,0 м  в районах, бога­тых лесом, насыпь целесообразно возводить на сланях.

Рис. 2. Поперечные профили земляного полотна на болотах I типа:

а - насыпь,   отсыпаемая без выторфовывания;   б - насыпь с частичным выторфовыванием;  в - насыпь с выторфовыванием взрывом удлиненного заряда; г - насыпь на сланях

На болотах I типа при поперечном   уклоне мине­рального дна болота не круче 1:10 насыпи возводятся по поперечным профилям, приведенным на рис. 2.

При возведении   земляного полотна   на болотах I типа на слое торфа насыпь должна иметь достаточную мощность (толщину).

Толщина насыпи складывается из ее высоты Н над по­верхностью болота, глубины выторфовывания V и величи­ны осадки по оси насыпи 5 (рис. 2). Минимальная толщи­на приведена в табл. 20.

При возведении насыпи «а болотах I типа без вы­торфовывания для ускорения осадки под подошвой откосов устраиваются прорези в верхнем связном ковре торфа на глубину не менее 1,0 м (рис. 2, а). В основании насыпи
разрешается оставлять пни при засыпке их грунтом слоем не менее 0,75 м на временных обходах и 0,5 м на кратко­ срочных обходах.

Величина осадки насыпи временных обходов, воз­веденной на слое торфа болот I типа, определяется по гра­фику, приведенному на рис. 3. Для краткосрочных обхо­дов полученные по графику величины следует уменьшать в
1,4—1,5 раза при толщине обжимаемого слоя торфа 1—2 м и в 1,2 — 1,3 раза при толщине обжимаемого слоя торфа 3 м и более.

Толщина обжимаемого слоя торфа В м

Рис. 3. График для определения величины  осадки насыпи временного  обхода,  возведенной   на  слое  торфа на болоте I типа:

1 — при толщине насыпи 1 м;   2 — при толщине насыпи 2 м;   3 — при толщине насыпи 3 м

Ширина насыпи поверху при посадке ее на мине­ральное дно болота должна быть такой же, как и в обыч­ных условиях.

При возведении насыпи на слое торфа ее ширина повер­ху должна быть увеличена на величину ожидаемой осадки, определенной по графику рис. 16.

При завозе балласта на обход обычным подвижным же­лезнодорожным составом ширина насыпи должна быть до­статочной для размещения на обочинах разгружаемого бал­ласта.

В районах, богатых лесом, допускается возведение земляного полотна на болотах I типа на сланях. Тип сла­ней подбирается в зависимости от глубины болота таким образом, чтобы их эквивалентная высота (табл. 21) и тол­щина засыпки грунтом в сумме были не менее минимально необходимой толщины насыпи, определяемой по табл. 20.

Для уменьшения работ по выправке пути, а также в це­лях повышения его устойчивости и скорости движения по­ездов засыпка сланей грунтом должна быть не менее 0,6 м на временных обходах и 0,4 м на краткосрочных обходах.

Осадка насыпи на сланях ориентировочно принимается равной 0,66 от осадки насыпи без сланей, определяемой по графику рис. 3. При этом за толщину насыпи принимает­ся величина засыпки сланей грунтом.

Таблица 21

Слани легкого типа состоят из сплошного настила из подтоварника диаметром до 16 см, уложенного на продоль­ных лежнях диаметром 16—18 см, которые укладываются на расстоянии 1 м друг от друга.

Слани тяжелого типа состоят из однорядного или двух­рядного сплошного настила из бревен диаметром 20 см и более, уложенного на продольных лежнях диаметром 16— 20 см, лежащих на расстоянии 1 м друг от друга.

Ширина сланей устанавливается в зависимости от вы­соты насыпи с учетом глубины погружения слани в болото.

Для увеличения устойчивости насыпи, отсыпанной на сланях, водоотводные канавы отрываются не ближе 5 м от подошвы насыпи.

На болотах II типа земляное полотно устраивается на сланях или путем посадки насыпи на минеральное дно болота. При глубине болота более 5—6 м и отсутствии воз­можности устройства сланей вместо насыпи сооружается
эстакада.

Слани на болотах II типа устраиваются   жесткие, тяжелого типа, с эквивалентной высотой не менее 2,0 м. для временных и 1,6 м для краткосрочных обходов. Насыпь на слани отсыпается высотой не менее 1,2 м на временных обходах и не менее 0,8 м на краткосрочных обходах.

Посадка насыпи на дно болота II типа производит­ся после удаления верхнего растительно-корневого покрова экскаватором или взрывом на выброс или на разжижение (разрыхление) торфа.

Для ускорения выдавливания слабого торфа с обеих сторон насыпи устраиваются канавы-торфоприемники ши­риной 2 м и глубиной на всю толщину растительно-корне­вого слоя, но не менее 1 м.

На болотах III типа глубиной  до 5—6 м насыпи опускаются на минеральное дно болота вместе   с плаваю­щей торфяной коркой или отсыпаются   после ее удаления. На более глубоких болотах целесообразно устраивать эста­кады. Насыпи на болотах должны сооружаться из дре­нирующих грунтов. Отсыпка погружаемой в болото части насыпи из недренирующих грунтов не допускается. На крат­косрочных обходах допускаются любые грунты, кроме чер­нозема, ила, трепела,  солончаковых  и  лёссовых грунтов.

На краткосрочных обходах, а также на ветках и пу­тях, где не предусматривается организованное   движение поездов, допускается возведение насыпей высотой до 1 м из торфа с примесью не менее 25% дренирующего   грунта или возведение нижней части насыпи из торфа с засыпкой его минеральным грунтом слоем не менее 0,5 м.

При устройстве сезонных краткосрочных обходов на болотах зимой для пропуска отдельных групп вагонов с мотовозной тягой допускается укладка пути по замерзшей корке при толщине льда не менее 25 см. В этом случае до-­пускается вместо балластного слоя использовать снег. С наступлением оттепелей эксплуатация таких обходов пре­кращается.

Выторфовывание производится экскаваторами или взрывным способом.

Наиболее целесообразно использовать экскаваторы с уширенным гусеничным ходом, оборудованные обратной лопатой или драглайном с ковшом увеличенной емкости. В отдельных случаях могут использоваться экскаваторы, оборудованные грейфером, или многоковшовые экскавато­ры бокового черпания.