Организация работ по восстановлению земляного полотна, страница 4

При доведении насыпи до проектной отметки пролетное строение эстакады снимается, а верх свай или рам спили­вается не менее чем на 1 м ниже проектной отметки бровки земляного полотна.

Грунт для замены шпальных клеток может подвозиться также автосамосвалами. Воронки засыпаются после разбор­ки и удаления шпальных клеток. Засыпать шпальные клет­ки грунтом категорически запрещается.

При  ликвидации  значительных  по протяжению и глубоких брешей земляное полотно может восстанавли­ваться в пониженном уровне на оси с изменением продоль­ного профиля и поперечного сечения. При этом должны
выполняться требования технических условий для кратко­срочных обходов, изложенные в главе 2.

При таком способе восстановления весьма эффективно для разработки и перемещения грунта применять бульдо­зеры.

Обходы разрушенных участков земляного полотна устраиваются в тех случаях, когда восстановление на обхо­де может быть выполнено с меньшей затратой сил и средств и в более короткие сроки, чем восстановление на оси. Об­ходы разрушенных участков земляного полотна, как пра­вило, устраиваются в пониженном уровне с максимальным использованием грунта разрушенной насыпи, который пе­ремещается на обход при помощи бульдозеров или скре­перов.

Восстановление земляного полотна на болотах

Земляное полотно на болотах восстанавливается по старой оси или на обходе в том же или пониженном уровне.

Во всех случаях следует максимально использовать со­хранившиеся участки или части земляного полотна, так как это обеспечивает создание наиболее устойчивых без­осадочных насыпей.

Для обеспечения равномерной осадки восстановленного земляного полотна оно должно или полностью возводиться в пределах сохранившегося основания старой насыпи, или целиком выноситься за пределы этого основания.

Для восстановления земляного полотна используется грунт из валиков грунта, образовавшихся при взрыве, и из старой насыпи.

Устройство обходов целесообразно в тех случаях, когда это существенно сокращает сроки открытия движения поез­дов и уменьшает затраты труда, а также в случае невоз­можности восстановления по старой оси вследствие высоких уровней радиоактивного заражения местности.

Для принятия решения о восстановлении земляного полотна на болоте по старой оси или на обходе, кроме необ­ходимых работ по нивелировке и составлению продольного и поперечных профилей, производятся инженерно-геологи­ческое обследование разрушенной насыпи и болота на при­легающих участках и сравнение возможных вариантов вос­становления.

При инженерно-геологическом обследовании разру­шенной насыпи на болоте устанавливаются:

·  тип болота;

·  его глубина через каждые 25—30 м;

·  толщина сохранившегося слоя грунта насыпи;

·  возможность использования грунта из существующей насыпи и валиков у воронок;

·  уровень грунтовых вод.

На трассе намечаемого обхода дополнительно произво­дится поперечное зондирование через 50 м. с определением глубины болота в 10 и 20 м с каждой стороны от оси трас­сы для определения поперечного уклона дна болота.

При обнаружении поперечного уклона дна более 1 : 20 на болотах III типа или 1 : 15 на болотах II типа, или 1 : 10 на болотах I типа трассу обхода необходимо перенести в другое место с более пологим поперечным уклоном. Если перенести трассу невозможно, выравнивают дно болота или этот участок перекрывают эстакадой.

Тип болота устанавливается по данным инженерно-геологического обследования на основании геологического разреза болота и данных физико-механических испытаний торфа в полевых лабораториях. При отсутствии лаборато­рии характеристики торфа устанавливаются простейшими испытаниями (табл. 18).

Различаются три основных типа болот:

·  I тип — болото, до дна заполненное торфом устойчивой консистенции,    т.   е.   преимущественно   сжимающимся, а не выдавливающимся под воздействием внешней на­грузки;

·  II тип — болото, до дна заполненное торфом неустойчи­вой консистенции, т. е. выдавливающимся под воздействием внешней нагрузки;

·  III тип — болото, заполненное болотным илом и водой с торфяной коркой (сплавиной) или без нее.

Высота насыпи над поверхностью болота назначается в зависимости от используемых для насыпи грунтов (табл.19), а также с учетом ожидаемых осадок земляного полотна. При временном восстановлении высота насыпи над поверхностью болота должна быть не менее 0,3 м при посадке насыпи на дно болота и не менее 0,5 м при возве­дении насыпи на слое торфа. При краткосрочном восста­новлении минимальная высота насыпи над поверхностью незатапливаемого болота не регламентируется.

Водоотводные канавы на болотах закладываются с обеих сторон насыпи с оставлением берм шириной не ме­нее 3 м. Эти канавы должны быть глубиной не менее 0,6 м и шириной по дну не менее 0,8 м. Продольный уклон дна
водоотводных канав должен быть не менее 0,001. Разре­шается стенки канав оставлять вертикальными.

На краткосрочных обходах при наличии поперечного уклона поверхности болота допускается устраивать водоот­водные канавы только с нагорной стороны.

 Переход болота на обходе осуществляется одним из следующих способов:

·  отсыпка насыпи на поверхность болота или на слой торфа после частичного выторфовывания; выторфовывание производится для обеспечения минимально необходимой толщины насыпи;

·  отсыпка насыпи на минеральное дно болота после полного выторфовывания или удаления сплавины;

·  возведение насыпи на сланях;

·  постройка эстакады.

Выбор способа перехода болота производится на осно­вании сравнения различных вариантов с учетом данных ин­женерно-геологического обследования болота, времени, отведенного для строительства обхода, и наличия сил и средств.

При отсутствии возможности детального технико-экономического сравнения различных   способов перехода для болот I типа при временном и краткосрочном восста­новлении рекомендуется:

·  на болотах глубиной до 1,5 м — отсыпать насыпи на дно болота после выторфовывания;