Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика отрасли", страница 8

1.  Характеристика систем норм и нормативов отрасли;

2.  Использование технических регламентов в стандартизации и сертификации продукции отрасли;

3.  Нормоконтроль на предприятиях отрасли.

Тема 8. Научно-техническое и инновационное развитие отрасли.

8.1. Цель и задачи: изучить основные категории научного и научно-технического развития отрасли, перспективы государственной научно-технической и инновационной политики и использовать знания для обеспечения инновационного развития конкретных отраслей.

Объем темы: лекции - 4 ,  семинарские занятия - 2 , самостоятельная работа -6 часов..

8.2. Содержание темы

Виды научной и научно-технической деятельности и её субъекты. Права собственности на результаты научного труда. Характеристика научных работников. Виды научных организаций.

Основы отраслевой научно-технической политики. Доктрина развития российской науки. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года.

Приоритетные направления науки и технологий по отраслям экономики. Общие направления инновационной стратегии в базовых отраслях экономики РФ.

8.3. Методы: лекционный курс, семинарские занятия, самостоятельной изучение основной и дополнительной литературы.

8.4. Литература: 1 гл.8,2 – стр. 232, гл. 9 и стр. 267, гл. 10; 3 – гл. 8

8.5. Вопросы для самопроверки:

1.  Какова сущность науки и научно-технической деятельности?

2.  Что означают фундаментальные исследования?

3.  Охарактеризуйте виды  прикладной научно-технической деятельности.

4.  Что является результатом научной и научно-технической деятельности?

5.  Как защищается право собственности на результаты научной и научно-технической деятельности?

6.  Виды информационных носителей знаний?

7.  Кто занимается научной и (или) научно-технической деятельностью?

8.  Дайте характеристику научных работников.

9.  На какие категории подразделяются научные работники?

10.Приведите примеры соотношений должностей и квалификаций научных работников

11.Как характеризуется научная организация?

12.Как подразделяются научные организации?

13.Каков статус государственных научных центров?

14.В чем заключается государственная научно-техническая политика?

15.Основные цели и принципы научно-технической политики

16.Каковы основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу?

17.Каковы важнейшие приоритетные направления развития науки, технологий и техники?

18.Что входит в перечень критических технологий?

19.Как осуществляется формирование национальной инновационной системы?

20.Назовите примеры инновационного развития в базовых отраслях.

21.Что представляет из себя проект инновационного развития отраслей РФ на период до 2050 года?

8.6. Вопросы и задания для самостоятельной работы.

обзор литературы;

подготовка к семинарским занятиям;

анализ инновационного развития в отраслях;

построение блок-схем жизненного цикла инновационных продуктов.

8.7. Подготовка докладов, рефератов и (или) эссе по вопросам:

эффективность функциональной науки;

эффективность прикладной науки и научно-технической деятельности;

эффективность инновационной деятельности.

Тема 9. Отраслевая подготовка кадров

9.1. Цель и задачи: изучить основные категории системы кадровой политики хозяйствующих субъектов, ситуацию на территориально-отраслевых рынках труда и использовать прогрессивные тенденции при подготовке кадров в отраслях на основе специальной модели.

Объем: лекции –2 часа, семинарские занятия – 2 часа, самостоятельная работа – 6 часов.

9.2. Содержание темы.

Система кадровой политики по объектам управления. Понятия работающих, частично занятых, неработающих и сверх занятых. Управление вопросами занятости. Отраслевая структура кадров. Категории персонала. Специальность, профессия и квалификация персонала.

Кадровая политика предприятия, региона, государства. Технологические регламенты аттестации рабочих и специалистов.