Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика отрасли", страница 2

Требования к уровню освоения содержания. В результате изучения дисциплины студенты должны представлять требования к уровню подготовки специалистов по основным видам экономической деятельности, к научным и научно-техническим работникам, создающим отраслевые новшества, должны знать характеристики отраслевых научно-технических разработок, возможности создания конкурентоспособной продукции, путем внедрения в отраслевое производство современных правил, норм и стандартов, источники и причины влияния рыночной власти на отраслевую структуру.

Формы контроля знаний:

1.  Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):

·  микроконтрольные работы;

·  контрольные работы;

·  письменные домашние задания;

·  написание эссе, в том числе по первоисточникам на иностранных языках;

·  подготовка докладов, рефератов, выступлений;

·  подготовка отчетов, групповых и индивидуальных проектов;

·  промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.

2.  Итоговый контроль:

·  зачет:

- в форме собеседования;

- в форме тестирования ( в том числе компьютерного);

- в письменной форме;

- в форме защиты проекта;

- в комбинированной форме;

·  экзамен:

- в устной форме;

- в письменной форме.

Пример формирования итоговой оценки по дисциплине с использованием балльно-рейтинговой оценки работы студента в семестре

Форма контроля

Максимальное количество баллов

Эссе

100

Работа на семинарских занятиях

100

Самостоятельная работа

100

Экзамен

200

ИТОГО:

500

Пример перевода балльной оценки в пятибалльную шкалу:

Максимальная оценка на экзамене – 200 баллов:

0-66 баллов – «неудовлетворительно»

67-110 баллов – «удовлетворительно»

111-150 баллов – «хорошо»

151-200 баллов – «отлично»

2.Содержание программы учебной дисциплины.

Тема 1. Истоки формирования отраслей.

1.1.Цели и задачи: определить тенденции и закономерности в разделении труда, использовании форм специализации, кооперирования и концентрации для осуществления мониторинга и планирования развития этих процессов как на отдельных хозяйствующих субъектах, так и в комплексных отраслях и регионах.

Объем темы: лекции - 2 , семинары -  , самостоятельная работа - 6 часов.

1.2.Содержание темы.

Эволюция и сущность разделения труда, сформулированные классиками, учеными-экономистами. Понятие и механизм рыночной свободной товарной конкуренции. Виды разделения труда  и основные формы специализации. Направления углубления специализации и кооперирование. Формы и направления кооперирования. Сущность концентрации производства: агрегатной, технологической, заводской и организационно- хозяйственной.

Показатели уровня специализации, концентрации и кооперирования. Комбинирование – его характеристики. Экономическая эффективность специализации и концентрации производства продукции. Факторы эффективности концентрации.

Планирование специализации, концентрации и кооперирования производства. Предусматриваемые меры. Этапы планирования. Содержание и взаимосвязь этапов планирования. Направления развития специализации в ведущих отраслях экономики.

1.3.Методы: лекция, семинарское занятие, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, материалов в Интернете, составление таблиц и графиков по информации в статистических ежегодниках.

1.4.Литература: 1,гл.1;2, стр.173-гл.6, стр.205-гл.7,стр.221-гл.8; 3-гл.1.

1.5.Вопросы для самопроверки:

1.  Сформулируйте сущность разделения труда и процесс формирования его видов.

2.  В чем состоит механизм свободной рыночной конкуренции?

3.   Каковы основные формы  специализации и где они проявляются?

4.  Как происходит дифференциация и углубление специализации?

5.  Как связаны между собой специализация и кооперирование?

6.  Назовите виды кооперирования.

7.  В чем заключается цель концентрации производства?