Лезгинский праздник Яран Сувар в прошлом и настоящем

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Реферат

На тему:

«Лезгинский праздник

Яран Сувар в прошлом

и настоящем»

Выполнила: ст-ка 3к. 6гр.

                       Гаджимагомедова Сабина

Проверила:

Махачкала 2008г.

Лезгинский праздник Яран Сувар

в прошлом и настоящем

Праздник весны Яран Сувар имеет древнюю историю и богатые традиции. Его формирование произошло в борьбе со старыми религиозно-магическими пережитками, которые целиком пронизывали праздник в прошлом.

В современном празднике Яран сувар учтена и использована, по словам академика Ю.В. Бромлея, «вся красочность и многообразие, весь этнический аромат обрядовых форм». Именно это и обогатило праздник в эмоциональном отношении, способствовало его переживаемости в новых условиях. Он и в наши дни отвечает эстетическим требованиям, вкусам самых различных социально-профессиональных слоев лезгин, пропагандирует новый образ жизни и в силу этого способствует преодолению религиозной идеологии. В нем многие положительные этнические традиции продолжают свое существование в видоизмененной форме и выступают как варианты осознанных «регенирированых форм» традиционной культуры. 

Прежде всего необходимо выяснить этимологию выражения Яран сувар. Слово сувар все исследователи переводят как «праздник», а слово яр имеет несколько значений, и до сих пор не выяснено его значение в данном контексте. Так оно переводится как «алый», «красный». Исходя из этого некоторые исследователи переводили Яран сувар как «Красный праздник» (ср.яран югъ – «красный день»). Однако слово яр в лезгинском языке, как отмечалось, имеет несколько значений: «заря», «зарево», «возлюбленный». Оно означает также пятнадцатидневный период (с 22 марта по 6 апреля) в календарном году лезгин, с которым  связан цикл сельскохозяйственных работ. Вероятнее всего, яр – название древнего божества, покровителя сельскохозяйственных работ у лезгин, в честь которого, видимо, получил название упомянутый период 15 дней (яран йикъар – дни яра). Именем этого божества, по нашему мнению, назван праздник. Божество яр, по понятиям лезгин, способно ударить непочтительно к нему относящихся людей. Эта непочтительность в их представлениях, проявлялась в отсутствии в период яр у людей красной одежды, или повязок, наличие которых «оберегало их от возможного вреда со стороны яр. Сквернословие, высказывание непочтительных слов в адрес яр и. т. д. в это время категорически запрещалось под угрозой смерти от божества.

Яран  сувар в прошлом - один из значительных народных праздников лезгин, имеющих древнюю историю. Он был непосредственно связан с солнечным календарем. Известно, что у лезгин, как и у многих народов Востока, по календарю сельскохозяйственный год начинается со дня весеннего равноденствия   22 марта. Праздник был связан непосредственно с производственно-хозяйственной деятельностью, к нему все населения тщательно готовилось задолго до его наступления. Собирали сухие ветки, бурьян, дрова, солому для разведения костров, а дома запасались продуктами для приготовления ритуальной еды гитI, калар и. т. Д.

В ночь на 22 марта повсеместно разводили костры, через которые прыгали все взрослые села, чтобы «избавиться» от грехов, накопленных ими за целый год. При прыжках обычно приговаривали: Чилаяр, белаяр агъадихъ, зун винихъ! – «Чила и беды вниз, а я – вверх». Но чаще произносили имеющее хозяйственное значение магические заклинания: Шарар, шламар, пепеяр - гилихъди, мал, девлет - кевалихъди! - «Макроны, черви, жуки-к морю богатство, изобилие - к дому! » перескакивание через костер рассматривалось как средство апотропеической  магии - чтобы быть здоровым, набраться сил. Костры бывали общесельские большие, разводимые на сельской площади, квартальные и семейные. Каждый старался сделать свой костер больше и ярче. Существовал обычай красть чужой огонь и уносить к себе. Для этого сильные юноши умудрялись «воровать» горящее полено из «чужого» костра и прибавлять его к своему костру. Тот, кто отваживался на такое заслуживал похвалы своих родичей, друзей и это считалось удальством, потерять же огонь считалось позором, таких людей высмеивали в селе. На этой основе возникали ссоры, стычки и т. д. во время празднества, которые имели иногда серьезные последствия. О подобных обычаях у дагестанских горцев в прошлом веке дают нам сведения многие  авторы. Лезгины  проживающие на плоскости, разводили костры на плоских крышах своих домов. Это, видимо, связано с тем, что их дома находились на определенном расстоянии друг от друга а отличии от горных мест, где дома расположены террасами.

Вера в очистительную силу огня на празднестве яран сувар, обычай воровать огнь был распространен в прошлом у всех народов Кавказа и связан с древними языческими религиозными верованиями.  Следует отметить, что огонь почитали все народы мира, и это, безусловно, имеет свою рациональную основу.

Похожие материалы

Информация о работе