Лезгинский праздник Яран Сувар в прошлом и настоящем, страница 3

Кроме того, 22 марта все надевали новые одежды, «чтобы целый год быть в новом», чтобы в новом году были новые радости. Предпочитали одежду красного цвета или один из элементов одежды должен быть красным. Если его не было, то привязывали на запястье красные шерстяные нитки, чтобы не «ударил» яр.

Обязательным атрибутом праздника было приготовление и вкушение под названием гитI, куда входили сушеные ножки и челюсти животных, зарезанных еще с осени, когда приготовляли мясо на зиму. С добавлением пшеницы, фасоли, кукурузы и с учетом  необходимых атрибутов всякой горячей пищи- воды, лука, соли, в гите должно было быть  семь компонентов.

В этих обычаях видно явное влияние зороастрийской религии. Так, зороастрийцы во время празднования Навруз надевали свои лучшие одежды, на праздничном столе обязательно должно было быть семь предметов.

В приготовлении и вкушении ритуальной еды гите проступали магические соображения: его готовили в надежде «обеспечить» хороший урожай. По мнению людей в прошлом, на сколько увеличивались в размере разваренные пшеничные (кукурузные) зерна, на столько должен увеличиваться засеваемый в новом году урожай.

По традиционным представлениям лезгин, было якобы три мифических брата: Ильяс Хидир - покровитель морей суши, Хидир Зилдин – покровитель морей и рек, Хидир Неби – покровитель неба. Ритуальная еда гитI, изготовленная на Яран сувар, являлась любимым блюдом всех трех братьев, особенно Хидир Неби, спускавшегося, по их верования, в этом день на землю для вкушения гите. Причем он мог прийти не заметно, в образе кота - так думали верующие лезгины. Вероятно, и на этом основано почитание лезгинами кота. Отсутствие гитI в этот день якобы могло обидеть Хидир Неби, поэтому все семьи готовили кушанье. Иногда гите раздавали на годекане Ким сельчанам, Раздававшие еду, по поверью, мог «увидеть» всех трех мифических братьев тогда считали, что ему целый год будет обеспечен материальный достаток и счастливая жизнь. Для этого же гитI разносили по семи домами в селении. Вероятно, суеверные люди в прошлом наивно помогали, что существует добрый их покровитель, скрывающейся от недоброжелателей, который может удовлетворить просьбы людей после принесения ему милостыни  - в данном случае увеличить урожай. Таким выступает в лезгинских верованиях мифический Хидир Неби.

В гитI в большинстве случаев добавляли молоко, преследуя цель «увеличения» поголовья личного скота. Для этого гитI готовили в большом котле на центральной площади села. Каждое хозяйство вносило свою долю молока и женщины ходили по селению со словами: Я нек, я век! – «Или молоко, или ярмо», брали из каждого дома молоко и добавляли в гитI. Скот должен увеличиться, по их мнению у всех, кто внес свою долю молока в общественный гитI. Выражение нек (молоко) должно было, по поверью, увеличить поголовье коров, дающих молоко, а век (ярмо) – быков, запрягаемых во время пахоты. В этом деле людям также должен был помочь все тот же загадочный «скрывающейся зеленый пророк» Хидир Неби. Такое имя вполне справедливо, если учесть, что этот персонаж  связывался с весенним возрождением природы. Для эффективности его помощи люди или еще несколько ложек гитI, полагая, что они едят за здоровье Хидир Неби (Хидир Небидин пай).

Кроме того, в этот день вокруг селения водили красного быка, приобретенного на средства джамаата, которого потом закалывали. Кровью его обрызгивали поле, предназначенное для пахоты, а мясо делили между всеми поровну. Считалось, что это должно было увеличить поголовье скота, повысить урожайность сельскохозяйственных культур, а так же уберечь селение, жителей от несчастий на целый год.

22 марта все взрослое население посещало своих родственников, ходило в гости друг к другу с поздравлениями по случаю наступления весны, обязательно ело гитI. Считалось большим грехом выполнять во время Яран сувар черную работу, что расценивалось как непочтительное отношение к яр. Полагали, что в Яран сувар особо светит утренняя звезда (зугьре гъед), и предписывали в этот день не ссориться, чтобы не злить звезду и чтобы этим она не нанесла вреда.

Сразу же за торжествами по случаю наступления весны начинались весенние полевые работы, от успешного проведения которых, как полагали они, во многом зависело благополучие, изобилие, материальный достаток на предстоящий целый год.