Основное содержание адаптации психодиагностических методик, страница 5

 _Во-первых.Процесс тестирования по своим условиям и форме максимально приближался к типичным ситуациям школьного обучения.Этим  приёмом текстологи пытались вплотную подойти к диагностике обучаемости.Процедура такого тестирования состояла из  выполнения  стандартной  серии субтестов нарастающей трудности.При этом фиксирование результатов осуществлялось поэтапно:

1 этап-измерения  исходного  уровня владения умственным действием

\первые несколько проб\.

2 этап-измерение уровня владения умственными действиями как результатом научения \последние несколько проб\.

3 этап-подсчёт общего количества успешно выполненных проб,интерпритировавшегося как уровень обучаемости школьника.

 _Во-вторых.Предпринимались попытки дополнения количественных характеристик тестирования их качественным анализом.Наиболее интересными были подходы  с  позиции клинического метода Ж.Пиаже.Сущность тестовых процедур здесь сводилась к определению стадии умственного  развития,на которой находится  испытуемый  ребёнок\по Ж.Пиаже- на предоперационной или стадии конкретных операций\.

 _В-третьих.Расширился перечень тестируемых психологических характеристик.Вначале внимание психологов было приковано  к  созданию  тестов творческих способностей\Дж.Гилфорд,И.Торренс  и  др.\,но затем оно ослабло ввиду их низкой прогностической валидности,как  следствия  нерешённости вообще  проблемы психологических механизмов творчества.Затем были предложены несколько тестов для диагностики индивидуального  когнитивного стиля\Дж.Кэген\в  основном по процессуальным параметрам-времени первой реакции на стимульный материал и количеству ошибочных  выборов образца из нескольких вариантов.

 _В-четвёртых. .Совершенствовалась процедура  тестирования.Прежде всего-это осуществлялось  за счёт использования компьютеров для предъявления тестового материала,адаптированного к  индивидуальным  способностям испытуемых,   а   так   же  применения "программированных  тестов"\т.н.обучающих заданий\.

Таким образом,анализ технологической практики тех лет убедительно показывает,что психологи  предпринимали  попытки  разными  ухищрениями развить далее  метод  тестов.Вместе с тем,серьёзных усовершенствований наиболее существенных его элементов в то время предложено не было.

В последующие  годы  развитие метода носило более фундаментальный характер.Анализ литературных источников и реальной практики  показывают,что в современных условиях совершенствование теста фокусировалось в основном в рамках шести направлений:

1.развитие подходов  в теоретическом обосновании текстовых конструктов,

2.переход от  статистической  нормы  к социально-психологическому нормативу,

3.внедрение критериально-ориентированного тестирования,

4.учёт экологической валидности теста в диагностике,

5.развитие математико-статистической основы тестов,

6.компьютеризация тестирования.

 _3.1.Развитие теоретического обоснования тестовых конструкторов.

Качество психологического теста в определяющей степени зависит от того,насколько глубоко и всесторонне теоретически обоснованы его конструкты.В мировой практике сложился такой подход к теоретическому  проектированию предмета  диагностики\конструкта\,который  предусматривает вначале предварительный углублённый теоретический анализ сущности психического процесса\свойства его состояния\,избранного в качестве предмета диагностики.

Далее выявляется  его  функциональная роль в деятельности человека.В последующем устанавливается возможно большее количество стимулов, актуализирующих или провоцирующих его проявления в индивидуальном сознании или поведении.Затем составляются максимально полные перечни  как стимулов,так и   проявлений   психического   процесса\свойства,состояния\,вызванных ими.

Стимулы описываются  затем  с точки зрения их интенсивности,выраженности и силы,а проявление-с т.з.их  формы,структуры,содержания,временных параметров и т.п.