Основное содержание адаптации психодиагностических методик, страница 4

¦хорошо                          ¦      0.800-0.899                 ¦

¦очень хорошо                    ¦      0.900-0.949                 ¦

¦отлично                         ¦      0.950-и выше                ¦

¦                                ¦                                  ¦

L--------------------------------+----------------------------------3.5. _Валидизация психологической методики.

Валидизация-проверка выдвинутых гипотез о том,как коррелирует разрабатываемый тест с другими тестами,конструкты которых аналогичны  или связаны с конструктами разрабатываемого.

Важно обеспечить вначале конструктную \концептуальную\валидность.

Валидность конструктная  отражает степень представленности исследуемого психологического феномена\конструкта\ в результатах теста.

Классификация типов  и  видов  валидности  носит  условный характер,т.к.в зависимости от формы и содержания критериев валидизации одни и те же данные могут трактоваться по иному.

Валидность-это динамическая характеристика  теста.Она  может  меняться в зависимости от условий применения,изменения социальных и возрастных норм.Существует несколько способов характеристики конструктной валидности разрабатываемого теста.

Первый способ предполагает его  сопоставление  с  другими  тестами,конструктное содержание  которых известно.Корреляция между ними означает,что разрабатываемый тест исследует ту же  сферу  поведения  или психологическую характеристик личности,что и уже известный тест.

Второй способ состоит в теоретическом исследовании  всей  области измеряемых тестом  свойств,определении  правильности  или соответствия конструктов разрабатываемого текста  уже  общепринятым  теориям,научно установленным фактам и позициям.

В последующем,в зависимости от цели использования методики  устанавливаются типы валидности.Типизация валидности обуславливается количеством и своеобразием информации о тесте.

 _Первый тип.-Валидность конкурентная-способность теста дифференировать испытуемых по изучаемой характеристике\признаку\ на группы,ранги и т.п.

 _Второй тип.-Валидность очевидная-совокупность представлений о тесте,сфере его  использования,эффективности  и  практической  ценности у лиц,не располагающих данными о  характере  использования  целях  теста\испытуемые,эксперты,заказчики и т.д.\

 _Третий тип.-Валидность критериальная-отражает соответствие диагноза и прогноза определённой совокупности внешних критериев.

Различают два вида критериальной валидности.

 _а)Прогностическая.Это информация о тесте,характеризующая точность прогноза психолога по прошествии определённого времени после  обследования.Выражением прогностической  валидности является коэффициент корреляции между результатами обследования и полученными значениями внешнего критерия через определённое время.

 _б)Текущая.Это информация о тесте характеризующая соответствие результатов актуального  обследования по валидизируемому тесту независимому \внешнему\критерию.В практике используются и  другие  определения видов и типов валидности.Вместе с тем по процедуре и содержанию_эмпири _ческая.валидность есть не что иное как критериальная.Все другие виды валидности есть  смысл  отнести к конструктной.Совершенствование программ,методов обучения и профессиональной подготовки,изменения содержания деятельности  испытуемых  и  в  соответствии  с  этим требований к ним,появление научно-психологических теорий и  фактов,по-новому  рассматривающих конструкты  теста,требуют  постоянного контроля валидности тестов.

 _3.Основные направления совершенствования метода тестов.

Проблема усовершенствования тестовых процедур  актуализировалась в конце 50-х начале60-х  годов.С самого начала специалисты-текстологи пытались прежде всего устранить недостатки на которые указывали многочисленные пользователи тестов,как теоретики,так и практики.

Основные усилия были сосредоточены на решении следующих задач.