Основное содержание адаптации психодиагностических методик, страница 3

Выражением меры  такого соответствия является величина корреляции результатов этих двух обследований.

где:

-значение  -го показателя по 1-му тесту.

-значение  -го показателя по 2-му тесту.

Иногда используется способ  определения  надёжности  обследования параллельными формами равноразделённых групп одной выборки.

Последовательность работы здесь следующая:

-все обследуемые разделяются на 2 примерно равные группы

-каждой из групп определяется одна из форм теста

-через определённый срок\до недели\проводится повторное обследование,но формы тестов заменяются

-по результатам  первого и второго обследования производятся рассчёты коэффициента корреляции Пирсона или Спирмена  в  зависимости  от применяемых измерительных шкал.

в)Способ определения надёжности путём  анализа  устойчивости  результатов по каждому  отдельному заданию  или  заданиям,объединённым в смысловые группы\блоки\.Существует несколько  методических  приёмов  в рамках этого способа.

а)Приём"расщепление"основан на предположении о том,что  при  нормальном\близком к нему\распределении результатов по всему тесту_ выпол _нение любого случайно.взятого набора из частей текста дает аналогичное распределение.При использовании этого приёма необходимо соблюсти правила:

-для оценки надёжности подбираются как правило  две  эквивалентные по своим нормативным характеристикам группы заданий по принципу:чётные и нечётные,близкие по значению индексов трудности и  дифференцирующей способности,

-для обследуемых по каждой группе  заданий  отдельно  вычисляются необходимые статистики:среднее    арифметическое,дисперсия,стандартное отклонение,

-расчёт коэффициентов корреляции сравниваемых родов характеризует надёжность только половин теста

-если стандартные отклонения обоих половин теста равны то для вычисления коэффициента  надёжности  всего  теста  используется  формула

Спирмена-Брауна:

где:

-коэффициент надёжности полного теста,

-коэффициент корреляции между половинами теста.

Способ с использованием параллельных форм предпочтительнее ретестового,т.к.возможность заблаговременной тренировки исключается, и кроме того,резко уменьшается временной интервал.

Величина коэффициента корреляции отражает  не  только  надёжность теста,но и их взаимозаменяемость.

При использовании этого способа  необходимо  учитывать  следующие аспекты:

а)наборы заданий обеих тестов должны отвечать одним и тем же требованиям, б)задания должны измерять одни и те же показатели, в)"длина"тестов должна быть примерно одинакова.

Способ использования параллельных форм целесообразно использовать для интеллектуальных  тестов.Для  коэффициента  надёжности должен быть обязательного определён доверительный интервал.

г)прём оценки  "надёжность" как через изучение гомогенности теста используется,если число частей\групп,блоков\теста ровно числу его  заданий.В этом случае речь идёт об анализе внутренней согласованности заданий теста.Чаще всего в практике для этой цели  используется  формула

Кьюдера-Ричардсона.

где:

-дисперсия"сырых"\первичных\тестовых оценок,

-индекс трудности

-коэффициент\индекс\дискриминации.

Эта формула используется,если задания оцениваются в  дихотомической шкале наименований\правильно-1,неправильно-0 баллов\.

Если же используется шкала с другой размерностью,применяется формула:

где:

-сумма дисперсий результатов отдельных заданий,

-количество испытуемых.

После всех  вычислений  полученные  коэффициенты  сравниваются с нормальными значениями\приведены в таблице\.

---------------------------------T----------------------------------¬

¦          Оценка                ¦Значение коэффициента надёжности  ¦

+--------------------------------+----------------------------------+

¦совсем неудовлетворительно      ¦      0.00-0.599                  ¦

¦неудовлетворительно             ¦      0.600-0.699                 ¦

¦удовлетворительно               ¦      0.700-0.799                 ¦