Основное содержание адаптации психодиагностических методик

Страницы работы

Содержание работы

Параграф 3."Основное  содержание  адаптации  психодиагностических методик".

3.1 Подбор стимульного /текстового материала/.

При подборе /разработке/ стимульного материала выполняется процедура определения  трудности  каждого  задания теста,которая понимается как статистический уровень его решаемости испытуемыми в выборке  стандартизации.В качестве показателя трудности задания обычно определяется доля лиц выборки решавших и нерешивших задание,а  его  математическим выражением является индекс трудности.

Вычисляется индекс трудности по формуле:

где:Ит-индекс трудности в процентах,

-количество испытуемых правильно решивших задание,

-общее число испытуемых

В случаях,если  выборка  и количество заданий в тексте велика,индекс трудности  определяется  с  использованием  метода  "контрастных"

групп.Последовательность действий   при  этом  следующая.В  каждую  из групп"лучших" и"худших"включается по 27 процентов  лиц,имеющих  соответствующие результаты по тесту в целом.Затем вычисляется индекс трудности как среднее арифметическое индексов трудности для групп с  минимальным и максимальным результатом.

где:   -число правильно решивших задание,

-число неправильно решивших задание,

-число имеющих лучшие результаты по тесту,

-число имеющих худшие результаты по тесту,

-число вариантов ответов.

Те задания,которые  были правильно решены более чем 84  процентами испытуемых,и те которые не были решены 84 процентами испытуемых исключаются из текста,так как являются либо слишком  трудными,либо  слишком лёгкими для выборки стандартизации.

Могут использоваться и другие процедуры отбора заданий  теста  по характеристике "трудность".Среди них наиболее часто используется следующая последовательность действий:

1.Разделение группы  "лучших"и"худших" по показателю эффективности\успешности\ в реальной деятельности.

2.Экспериментальная оценка  оптимальной трудности задания в баллах по предложенной шкале.

3.Вычисление среднего арифметического дисперсии стандартного отклонения полученных данных.

4.Вычисление коэффициента  вариации как соотношения величин стандартного отклонения и среднего арифметического с использованием формулы:

5.Исключение задания,если   величина    коэффициента    вариации

\т.е.колебание вокруг  средней оценки в обе стороны\не превышает величину 0,30.

6.Упорядочение отобранных заданий по правилу нарастания трудности.

Если предположить что частоты распределения оценок испытуемых,выполнивших задание,подчиняются нормальному закону,то в пределах величины одного стандартного отклонения от среднего значения находится около

68 процентов испытуемых,а за их пределами -по 16 процентов.

Рис.Пороговые частоты случаев правильного  и  ошибочного  решения при отборе задач по индексу трудности.

3.2.Проверка заданий на дифференцирующую способность.

Для проверки и отбора заданий текста,которые дифференцируют испытуемых данной выборки на категории относительно максимального и  минимального результатов по тесту,необходимы следующие процедуры:

1.Представление ответов испытуемых по каждому заданию в дихотомической шкале  соответственно  "правильно"-1  балл,"неправильно"-0 баллов.Общая сумма баллов по всем заданиям  при этом  будет  является"сырой"оценкой.

2.Определение показателей  дифференцирующей  способности  заданий как меры  соответствия  успешности выполнения одного задания результативности выполнения теста в целом.При этом данный показатель рассчитывается как коэффициент точечно-биссериальной корреляции по формуле:

где:    -индекс дискриминации\дифференциации\,

-среднее арифметическое оценок по тесту  у  тех,кто  правельно решил задание,

-среднее арифметическое  всех  индивидуальных оценок  по тесту,

-стандартное отклонение индивидуальных оценок по тесту,

-количество правильно решивших задание,

-общее число выполнявших тест.

3.Интерпретация полученных результатов каждому заданию.

Полученное значение может быть в интервале от -1 до1.Высокое положительное значение коэффициента может свидетельствовать об удовлетворительной дифференцирующей  способности задания теста,а отрицательное интерпретируется наоборот.При этом коэффициенты должны быть  статистически значимы на приемлемом уровне.

4.Рассмотрение заданий по которым имеются пропуски в ответах,применяется следующая формула:

где:

-среднее значение оценок по тесту у  тех,кто  правильно  выполнил задание,

-среднее значение  индивидуальных  оценок  испытуемых,выполнявших задание,

-стандартное отклонение индивидуальных  оценок  испытуемых,выполнивших задание

5.Верификация полученных данных.Если имеется соответствующий всем нормативным требованиям и нормально распределенный\близко к нормальному\критерий\критерии\валидизации,то индекс\коэффициент\рассчитывается с применением метода  контрастных групп\"лучшие" и "худшие"\.Коэффициент дискриминации рассчитывается  при  этом  как   разность   между   долей лиц,правильно решивших задачу из"лучшей"и"худшей"групп.

где:

-коэффициент\индекс|дискриминации,

-количество испытуемых,правильно решивших задание  из группы"лучших",

-количество испытуемых,правильно решивших задание из  группы"худших"

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
71 Kb
Скачали:
0