Анализ содержания программ учебной дисциплины «Мировая художественная культура»

Страницы работы

Содержание работы

64. Анализ содержания программ учебной дисциплины «мировая художественная культура».

Содержание программ по МХК зависит от того, какой образовательный уровень они охватывают (программа В.В. Селиванова – 5-9 классы, программа И.В. Кошминой,  программа А.Ю. Солодовникова, программа Л.Л. Рапацкой – 6-9 классы), программа  Л.М. Предтеченской, новый курс Л.Л. Рапацкой – 9-11 классы). Содержание образование зависит также от формы курса: факультатив или электив, базовый курс, профильный курс в старшей школе.

При этом необходимо учитывать и время написания программ: программы последних лет уже должны соответствовать образовательным стандартам по МХК для старшей школы (базовый или профильный уровни).

Программа Селиванова

Программа Кошминой

Программа Солодовникова

Программа Рапацкой

Цель:не только расширению знаний в области искусства и его функционирования в обществе в разные исторические периоды, но и дать опыт и навыки общения с искусством

Программа была написана в Петербурге в середине 1990-х гг. и следует еще  разверстке линейного (не концентрического курса истории)

Цели: научить учащихся видеть единство художественной культуры через многообразие различных произведений; отличать произведения разных стилей, направлений и понимать их содержание; уметь аргументировать свое понимание и свою оценку произведений; привить навык самостоятельного анализ. Курс истории (программа под руководством А.П. Богданова, Е.Е. Вяземского, — М., Просвещение, 1997; М., Дрофа, 1999) является базисным для МХК и выстраивается параллельно с ним. Это позволяет решить проблему интеграции предметов с сохранением самостоятельности каждого курса.

Цель: приобщение учащихся к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества, формирование в нем через общение с искусством «активно мыслящего мировоззрения».

Главный вопрос: «Каков Я сам, живущий в этом мире?»

Цель курса: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира в их соотнесенности с наследием русской художественной культуры.

5-9 классы

6-9 классы

3 года обучения, 7 разделов

5 класс:  Вводный курс «Язык искусства» знакомит с основными выразительными средствами искусства, его видами, а также с проблемой происхождения искусства в первобытном мире.

5 класс (вводный курс): учащиеся знакомятся с основными понятиями курса, получают первичные знания о системе искусств как «ядре» художественной культуры, представления о взаимодействии искусств и их специфике. Материал 5 класса отчасти обобщает знания, полученные ранее на уроках литературы, изобразительного искусства и музыки.

6 класс – Культура Древнего Востока, арабо-мусульманского мира и  Мезоамерики

Культура Древнего мира дается обобщенно. Культура Средневековья излагается вслед за курсом истории 6 класса и примерно в середине III четверти начинается русская культура (по истории она идет с начала III четверти).

Первый год (6/7 класс), или первая часть программы, рассматривает художественную культуру Древнего мира и отвечает на «главный вопрос эпохи» — «Что есть Мир?»

Принцип историзма, положенный в основу программы для 6-9 классов, трактуется как способ «погружения в культуру» определенной исторической эпохи. Принцип сравнительного сопоставления зарубежных и русской художественных культур нашел выражение в структуре изложения материала курса. Программы для каждого класса разделены на четыре раздела: два посвящены изучению русской художественной культуры, два других — зарубежной. При этом возможно соотнесение изучаемого материала как чисто исторически, так и в содержательном плане.

7 класс – История европейских культур от античности до XIX в.

Программа 7, 8, 9 классов выстраивается так же, как в курсе истории — по одному полугодию на зарубежную и отечественную культуру.

Второй год (7/8 класс), или вторая часть программы, рассматривает художественную культуру Средних веков и отвечает на «главный вопрос эпохи» — «В чем смысл жизни?»

8 класс – Славянская, русская и российская культура

Третий год (8/9 класс), или третья часть программы, рассматривает художественную культуру эпохи Возрождения (включая XVII век как начало Нового времени) и отвечает на«главный вопрос эпохи» — «Каков мир, окружающий меня?»

9 класс – искусство XX века

Похожие материалы

Информация о работе