Купеческая культура XIX века (курс школьных лекций)

Страницы работы

Содержание работы

Купеческая культура XIX века

(курс школьных лекций)

Вступление. Купеческая культура как особый тип традиционной русской культуры в целом.

Начать, пожалуй, стоит с истории формирования купеческого сословия на Руси. Здесь необходимо проследить весь процесс утверждения тех социальных рамок, внутри которых развивается особое мировидение купца, его жизненная позиция, его кредо, вырастающее из самого способа существования в торговой среде. Если хотите, в этом случае мы можем признать правоту Маркса: купеческая культура основывается на прочном фундаменте экономики. Точнее говоря, все элементы этой культуры отсылают нас напрямую к этому экономическому базису. Поэтому, если мы желаем изнутри увидеть мир так, как его видел купец уже века XIX-го, нам все время следует помнить о том, что смыслом его жизни, на утверждение которого была направлена повседневная  деятельность купца, была торговля. И, опять-таки, главным генетическим катализатором, поддерживающим купеческую традицию, является константность, неизменность «производственных отношений» в купеческой среде.

Лекция 1. Генезис купеческого сословия.

Само слово «купец» существует на Руси с периода формирования первых русских городов. Купцами, как раз, называли городских торговцев, которые вели дела исключительно внутри города. Тех же, которые торговали с другими городами и странами, называли «гостями». Ну, вспомнить, хотя бы, пресловутого Садко…

I) В XIII веке возникает термин «торговец». Правда, первое упоминание о них в летописях этой поры относится уже к X веку. В XII веке мы уже видим первые купеческие корпорации (к примеру, крупная корпорациия под названием «Ивановское Сто»). С приходом татар на русскую землю рост купечества, понятно, прерывается. Нашему взору представляются отдельные, мало связанные между собой группировки торговых людей вокруг некоторых крупных русских городов – Москвы, Великого Новгорода, Пскова, Твери, Вологды и Нижнего Новгорода. Но в период возвышения Москвы автономность купеческих союзов ликвидируется; все местное купечество объединяется, стремясь в этом объединении к центру - к будущей столице.

Вторая половина XVI века несет купцам официальное признание их как некой социальной прослойки – купечество объединено теперь в сословие посадских людей. Власть заинтересована в разносторонних экономических связях, поэтому охотно использует купцов для государственных торгово-финансовых поручений. Вспомним, кстати, что это – время Ивана IV, время присоединения к Московскому царству новых больших территорий…

Далее – примерно в том же духе:

·  Формирование в последней трети XVI века трех видов корпораций: а) гости; б) торговые люди гостиной сотни в) торговые люди суконной сотни. (здесь сказывается уже разделение корпоративных сфер влияния, потому и образуются подобного рода независимые отраслевые монополии)

·  В XVII веке купечество сильно заинтересовано в связи с внутренней промышленностью и сельским хозяйством на корпоративном уровне, что сильно связывает купеческую культуру с культурой крестьянской. Купцы выполняют уже не только исключительно роль сбытчиков продукции. Они соглашаются на различные подрядные операции, являясь, тем самым, связующим звеном между представителями различных субкультур. Такой разброд в деятельности купечества (от простых торговцев и ростовщиков до крупных протопромышленников) обуславливает возникновение в конце XVII-го  Торгового устава.

Таким образом, ко времени петровских реформ намечаются две тенденции в формировании купеческой культуры: 1) с одной стороны, власть постоянно контролирует разрастание социально-правовых рамок купечества; 2) с другой, несмотря ни на что, купеческое сословие, так пока и не обозначенное на официальном уровне, культурно все же формиуется, вобрав в себя основы русской традиции, ведь купечество всегда, как уже было сказано, являло собой воплощение народной сплоченности (вспомним эпизод с противостоянием Новгорода насильственной политике Иоанна Грозного).

II) Петр продолжает развивать эту первую тенденцию: в XVIII веке ликвидированы торговые корпорации и введено жесткое классовое различение внутри купеческого сословия - при Петре рождается гильдейское купечество. Окончательно оно складывается при Екатерине Второй – в 1785 году. Жалованная грамота городам присовокупила к уже имеющимся двум гильдиям третью – гильдию мелких торговцев, владельцев трактиров, постоялых дворов, бань и прочей мелкой собственности. Что касается двух первых, то они представляли собой костяк купеческого сословия. Еще указом Петра представители этих гильдий имели привелегированное положение: все они освобождались от рекрутчины, а также от телесных наказаний (не находите ли подобные обстоятельства выходящими из ряда вон в петровские времена? Скорее всего, такое положение можно объяснить заменой для купцов привычной порки на систему штрафов: быстро развивающейся державе пригодятся любые деньги).

Похожие материалы

Информация о работе