Ароматы и запахи как предмет изучения на уроках Мировой Художественной Культуры

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО  НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА

Кафедра теории и методики философско-культурологического образования

 «Ароматы и запахи как предмет изучения на уроках Мировой Художественной Культуры».

курсовая работа по теории и методике обучения культурологии

специальность 050403 - культурология

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ                                                    Научный руководитель:

 Зав. каф теории и методики                                                 доцент кафедры теории и методики

философско-культурологического                                      философско-культурологического

образования ____________  Токарев С.Н.                          образования_____ Токарев С.Н.

“___” ______________ 2007 г.                                             Рецензент: ___________________ _____________ ______________________

ЗАЩИТА: оценка экзаменационной комиссии  “______________________”

“___” ______________ 2007г.

Санкт-Петербург 2007

Содержание

Введение……………………………………………………………3

Глава 1. Запах как ощущение духа пространства. Воображение, память и их развитие……………………………5

1.1  Запах в культуре. Определение, особенности восприятия…..5

1.2  Воображение. Природа и виды воображения…………………8

1.2.1  Природа воображения…………………………………8

1.2.2  Виды воображения. Творческое воображение………9

          1.3 Память. Управление памятью…………………………..14

          1.4 Связь запахов с памятью и воображением…….……….17

Глава 2. Развитие темы запаха в Мировой Художественной Культуре.

2.1 Применения темы запаха в Мировой Художественной культуре …………………………………………………….............23

2.2 Организация изучения ароматов и запахов на уроках «МХК»................................................................................................26

Глава 3. Методические рекомендации по организации преподавания темы восприятия запахов в 5-7 классах на уроках «МХК»

3.1 Тема и организация урока……………………………………...31

3.2 Материалы для введения в тему запаха и демонстрационные материалы……………………………...............................................33

Заключение……………………………………………………………36

Список литературы…………………………………………………..40

Введение

Целью данной работы является изучение ароматов и запахов в средней школе на уроках Мировой Художественной Культуры.  

Для достижения поставленной нами цели необходимо выполнить ряд задач:

1)  Определить понятия аромата, запаха, воображения, как основополагающих понятий в данной работе;

2)  Выявить особенности восприятия запаха как ощущения духа пространства;

3)  Выявить особенности творческого воображения и памяти и их развития;

4)  Описать возможности применения темы запаха на примере запахов торгового пути древней Азии;

5)  Составить методику преподавания восприятия запахов в средней школе на уроках МХК.

На наш взгляд, выбранная нами тема курсовой работы является актуальной, так как ароматы и запахи окружают нас постоянно на протяжении всей нашей жизни. Каждый человек сталкивается с тем, что, ощущая аромат или запах, он может определить только его положительное/отрицательное воздействие, но описать и осмыслить этот аромат он зачастую не в силах. Для того чтобы ввести в понятийный и образный мир школьников тему запаха и раскрепостить его восприятие, необходимо ввести в курс занятий по МХК дополнительный прием, связанный с методиками преподавания темы восприятия запахов. Поэтому актуальность данной работы достаточно высока.

Объектом данной работы является Мировая Художественная Культура.

Предметом данной работы являются ароматы и запахи как предмет изучения на уроках МХК.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Во введении мы определяем цели и задачи данной работы, ее актуальность, практическую значимость, объект и предмет.

В первой главе мы анализируем понятия запаха, воображения и памяти и их развития.

Во второй главе мы анализируем возможности применения темы запаха в школьной программе.

В третьей главе мы предлагаем разработку методики по применению темы восприятия запахов в школе на уроках МХК.

В заключении мы подводим итоги проведенной работы.

Список литературы состоит из 24 источника.


Глава 1. Запах как ощущение духа пространства. Воображение, память и их развитие

1.1. Запах в культуре. Определение, особенности восприятия

Запах – это впечатление, ощущение, которое вызвано воздействием летучих пахучих веществ на рецепторы слизистой оболочки носовой полости. Запахи классифицируют по пахучим веществам, вызывающим качественно различные, чрезвычайно индивидуальные впечатления (18, С. 47).

По одной из существующих теорий запаха, суть этого явления в том, что молекулы летучего вещества подлетают к рецепторам, расположенным в носу человека и подходят, либо не подходят ему.

По запаху человек может определить эпоху, состояние, настроение… Знаковый эффект аромата – самый мощный и одновременно самый хрупкий компонент, составляющий атмосферу эпохи. В запахе спрятано огромное количество информации, запах непосредственно связан с телом человека, с работой его памяти, интуиции, его воображения. Поэтому наслаждение, упоение ароматом – это один из способов овладения миром материальным (3, С. 1).

Многие писатели стараются познать мир через запахи, для того, чтобы полноценно сконструировать реальность, окружающую персонажей, для того, чтобы читатель мог перенестись в мир романа и «вдохнуть» его полной грудью. Одни для этого окунаются в сентиментальные настроения, как Пруст, другие анализируют саму формулу атмосферы, критически смотрят на разные эпохи и состояния (3, С. 7).

Кроме того, очень изменчив и исторический смысл, контекст запахов. « Фактически перед гуманитариями – историками, литературоведами, культурологами – открывается новая дисциплина: назовем ее «историческая ароматика» или «грамматика ароматов» (3, С. 5).

При этом следует отметить, что для гуманитарных наук в вопросе запахов есть огромное поле деятельности, ибо если химик просто разберет запах с точки зрения химического его состава, то гуманитарий заявит, что «восприятие запахов действительно зависит

Похожие материалы

Информация о работе