Сравнительный анализ учебников и учебных пособий по культурологии, отражающих различные взгляды на цели и задачи обучения культурологии

Страницы работы

Содержание работы

66. Сравнительный анализ учебников и учебных пособий по культурологии, отражающих различные взгляды на цели и задачи обучения культурологии.

Искусство в школе, 2/2005

, доктор педагогических наук, зав. кафедрой прикладной культ урологии

Санкт-Петербургской Академии пост дипломного педобразования;

Л.Копылов, зам. директора Музея А.Ахматовой в Фонтанном доме

Какой учебник нужен курсу МХК?

Приглашение с обсуждению

Несмотря на многочисленность учеб ных пособий по искусству, их создание — все еще область открытий и экспе риментаторства, «мир, открываемый заново». И помощником в этой «езде в незнаемое будет, скорее, не опыт и «наработки», а удивление. Миллионы яблок упали с деревьев, прежде чем Ньютон удивился одному-единственному падению.

Потребность детей в игре, открытиях и решении задач (от компьютера не оттащить!) является абсолютно неотъемлемой в познавательном процессе. И школьный учебник или задачник должен оставлять пространство для удивления и игры. Однако это слишком редко встречается. В жизни ребенка жажда познания отзывается интересом, увлеченностью, активностью, а в школьной ситуации оборачивается скукой, рутинной работой «из-под палки».

Это соображение еще более удивительно, когда дело касается учебников об искусстве. Ведь искусству всегда присущи игра, тайна и удовольствие. Скучный, неинтересный ребенку учебник по искусству — «пре вращение вина в воду» — надолго способен отбить охоту к общению с искусством. Прежде чем ставить вопрос: «Какой учебник ну курсу МХК?», сначала стоит решить:

Нужен ли учебник курсу МХК?

Неформальный статус «Мировой художественной культуры» — одного из самых молодых школьных предметов — обусловил надежды на обновление всех составляющих учебного процесса.

Александр Блок когда-то высказался о творческом процессе как внесении гармонии в хаос, подразумевая, что внутренняя свобода творца не может и не должна быть скована никакими шаблонами, правилами, готовыми решениями. В известном смысле это имеет прямое отношение к любому новаторству, прежде всего к его исходному моменту, когда будущая гармония еще не обрела очертаний целостной конструкции.

Именно такой подход вполне оправдан, когда речь идет об учебнике мировой художественной культуры. Поэтому сведение многочисленных мнений, суждений, оценок, высказываний о нем к двум позициям

— «за» и «против» — первый необходимый шаг в верном направлении.

Соображения «за»

Традиционно для большинства педагогов (а также администрации, методистов и даже родителей) образовательная про грамма и соответствующий ей учебник являются именно теми материалами, которые определяют «правила игры»: содержание образовательной области, концепцию ее изучения, объем и смысловые приоритеты учебного материала, логику и время его «прохождения», основные методические ходы. Учебнику в этой связке отводится роль «демонстрации образцов»: образцов изложения учебного материала, образцов анализа фактов и закономерностей их оценки, образцов вопросов и заданий. Хорошо продуманный и грамотно сконструированный учебник фактически заменяет программу. Программы может не быть, она может меняться или подразумеваться, в рамках курса МХК могут реализовываться различные по методологии программы, но образовательный процесс будет продол жаться, и вполне успешно, если есть качественный учебник.

Нам уже доводилось говорить, что ключевым моментом преподавания мировой художественной культуры является адекватная методическая система, позволяющая организовать диалоговое взаимодействие школьника с произведениями искусства, Но это произойдет только тогда, когда школьник в процессе изучения МХК получит возможность овладеть максимальным количеством стратегий самореализации в пространстве культуры. В этом случае учебник рассматривается как еще один независимый канал, дополняющий, обогащающий и индивидуализирующий опыт существования ребенка в культуре многообразием способов, приемов, методов ра боты с художественными памятниками. Такой учебник — страховка от схематизма процесса познания.

Общение с произведениями искусства — бесконечный процесс. Это означает, что «решенная» проблема в искусстве неизбежно оборачивается волнующими далями, другими мирами, новыми «загадками» для преподавания мировой художественной куль туры нескончаемость вопросов, а не готовые ответы на них, и есть самый значимый «урок который искусство дает человеку. Учебник, миссия которого — расширять фонд проблем, делать их более яркими и наглядными, заставлять ожить в новом кон тексте, чрезвычайно нужен курсу.

Похожие материалы

Информация о работе