Сравнительный анализ учебников и учебных пособий по культурологии, отражающих различные взгляды на цели и задачи обучения культурологии, страница 2

Общение с произведениями искусства индивидуальный, глубоко личный процесс. Групповые методы работы в классе должны рассматриваться всего лишь как прелюдия момента, когда ребенок остается один на один с картиной, музыкой, книгой. И здесь уникальная роль принадлежит такому учебнику, который не позабыл своего родства с книгой. Ведь чтение книги - это ничем не заменимый опыт самостоятельной работы с текстом, когда ученик- читатель свободен в выборе темпа, глубины освоения текста, способах и формах возвращения к прочитанному, его обдумывания, избирательности интереса к отдельным фрагментам.

И, наконец, еще один, весьма неожиданный аргумент «за» стоит привести здесь. Инновационный характер курса по рождает у учителей мировой художествен ной культуры ожидание необыкновенного учебника, учебника без лишнего груза инерции. Это так заманчиво: забыть о ненужных традициях, устаревших правилах, стереотипах, начать с чистого листа, отвечая на многочисленные вопросы, по ходу дела додумывая, решая возникшие про мы, сохраняя экспериментальный пафос программы. Хочется верить, именно эта свобода привлекает такое количество авторов к созданию пособий курса МХК.

Соображения «против»

Приоритетность, незаменимость учебника обусловлена устойчивыми стереотипами, определяющими взгляд значительной части педагогического сообщества школьное обучение как процесс передач абсолютного, законченного знания определенного объема в готовом виде, некой системы фактов, достаточной для того, чтобы считаться современно образованным. «Образованный человек замечает В. С. Библер, — это тот, кто сумел “перемотать” в свой ум, в свое умение все то, что достигнуто на «пройденных ступенях», причем “перемотал” в единственно возможном (иначе всего не освоить) виде: в той самой уплотненности, снятости, упрощенности, что лучше всего реализуется в “последнем слове Учебника”». Однако осмысление развития цивилизаций в логике прогресса (и тут мы полностью согласны с Библером) совершенно не уместно, когда речь идет об искусстве.

Учебник как внешний ориентир удобен и школьнику, поскольку является своеобразным «договором», гарантирующим успешность обучения: освоение содержания учебника приравнивается к освоению предмета естествознания, а «пройденное становится синонимом «освоенного». Поэтому любая попытка отказаться от учебника — покушение на привычные, знакомые, устоявшиеся «правила игры».

Приверженность педагогов к учебнику связана и с тем, что он — универсальный помощник, позволяющий учителю разделить (а иногда и переложить на него полностью) педагогическую работу. Учебник компенсирует нехватку времени на уроке («прочтите дома самостоятельно», «подробнее прочтете в учебнике»), организует проверку усвоения материала (не надо придумывать вопросы и задания), помогает сделать правильные выводы. Урок в этой логике превращается в озвученный учебник, а тезис «нет учебника — нет урока» является для многих педагогов абсолютным.

Подобную роль универсального помощника выполняет учебник и для школьника, представляя собой основой (а часто — единственный) источник знаний об окружающем мире. Припадать к этому источнику чрезвычайно удобно, так как его сущностной характеристикой является комфортная, привычная исчерпываемость, в противовес волнующе-тревожной безграничности, неисчерпаемости самого предмета познания.

В хорошем учебнике можно различить голос автора, познакомиться с другими не сливающимися (часто противоположны ми) точками зрения на факты, события, яв ления; учебник обеспечит образовательный процесс необходимой наглядностью. Но это многоголосие так конструируется авторами учебника, что для ученика созда ется иллюзия исчерпанности подходов, мнений, решений.

Преподавание мировой художествен ной культуры в силу специфики объекта этого учебного курса (искусство) и пред мета обучения (ребенок, взаимодействующий с искусством) является <>живой» не равновесной системой и характеризуется не столько определенностью текста самой программы, сколько неопределенностью образовательных ситуаций (смысловой многозначностью материала изучения, индивидуальными и групповыми характеристик обучаемых, импровизационными способностями педагога). Именно это свойство курса МХК входит в противоречие с сущностными характеристиками того типа учебника, который представляет со бой одномерный линейный текст.

Освященная веками традиция хорошего учебника требует, чтобы текст сопровождался иллюстрациями: произведениями искусства, рисунками, схемами, таблицами. портретами, графическими изображениями и т.д. Но искусство, «допущенное» в учебник в виде иллюстрации, начинает «работать» против смысла курса «Мировой художественной культуры», создавая ложные установки на исчерпаемость художественного произведения, одномерность трактовок, версий, гипотез при прочтении, полноценность замены оригинала его копией (иллюстрацией, слайдом, описанием).