Анализ общекультурного аспекта содержания образовательной области обществознание

Страницы работы

Содержание работы

61. Анализ общекультурного аспекта содержания образовательной области обществознание

Общекультурный аспект в курсе «Обществознание» представлен в содержательной линии курса «Духовная сфера общества», хотя общекультурные аспекты представлены и в других линиях курса, прежде всего «Человек», «Общество», «Познание», и, в какой-то степени «Политика» (раздел «политическая культура»)

Опора на широкую научную базу — культурологическую, этическую, религиоведческую и т.д. — позволила в курсе обществознания представить духовную культуру как своеобразную целостность искусства, науки, нравственности, религии. В курсе раскрывается сущность культуры, ее элементы, место в жизни человека и общества. Объясняется, что в самом общем смысле под культурой понимают все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты. Культура является существенной характеристикой жизни общества и неотделима от человека как социального существа: биологически человеку дается лишь организм, в процессе жизнедеятельности он формируется как культурно-историческое существо, его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к социальным ценностям, традициям, овладения присущими данной культур приемами и навыками деятельности и т. д. В этом смысле культуры можно определить как меру человеческого в человеке.

Раскрыты особенности накопления культурных ценностей:  вертикали — связанные с преемственностью в культуре, культурными традициями, и по горизонтали — наиболее отчетливо проявляющиеся в художественной культуре. Отмечено наличие различие культур: интернациональной и национальной, светской и религиозной, взрослой и молодежной, западной и восточной, а также «массовой» и «элитарной», играющих значительную роль в современном обществе. Подчеркивается особое значение диалога разных культур, ведущего к взаимопроникновению и взаимообогащению культур и даже возникновению качественно нового образования — транскультуры.

Раскрывается особенность научных знаний как одной из форм духовной культуры, фактора обновления всех основных сфер жизнедеятельности человека. Важным новым моментом является характеристика этических норм науки, включающих общечеловеческие требования и запреты, нормы, утверждающие и защищающие специфические ценности науки (такие, как бескорыстный поиск и отстаивание истины), нормы, связанные со свободой научного поиска и социальной ответственностью ученого.

Внимание к специфическим чертам собственного образования как части духовной культуры — важная позиция нового обществоведческого курса. Объясняется современная стратегия в дан ной области - достижение качества, отвечающего требованиям ХХI в. для этого осуществляется гуманизация образования, предполагающая большое внимание общества к личности — ее психологии, интересам, запросам, а также гуманитаризация — усиление внимания общества к изучению человеческих дисциплин (филологии, антропологии, социологии, политологии, права, этики и др.) и, наконец, интернационализация, т. е. создание единой системы образования для разных стран.

Курс обществознания подходит к религии как к одной из древнейших форм культуры, воздействующих на духовную жизнь человека, прежде всего на нравственность. Отмечается непреходящий, извечный характер моральных правил, их общечеловеческая ценностью. Характеризуйте многообразие религиозных верований и, прежде всего, мировые религии — буддизм, христианство, ислам. Подчеркнуто, что сердцевину этих учений составляет мораль, моральные нормы поведения человека. Это делает возможным не только диалог культур, но и диалог религий, он находит выражение в веротерпимости, так и в свободе совести — праве личности исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Обращение к личности — характерная черта содержания обществознания. Курс касается проблем духовной жизни человека, как правило, относят знания, веру, чувства, потребности, стремления, цели людей, их переживания — радости, оптимизм или уныние, веру или разочарование. Цивилизованное существование человека не может быть вне окружающей его культуры. Способность к саморазвитию и самосовершенствование — принципиальное отличие человека от всех других живых существ. Диапазон духовной культуры, накопленный человечеством, дает каждому практически неограниченную возможность выбора духовных ориентиров, ценностей. В такой «пест рой среде» культурного воздействия человеку важно сохранить свою неповторимость, остаться самим собой, быть личностью, выступая одновременно и как носитель, ретранслятор духовной культуры, и как ее творец, и как ее критик.

Объясняется роль мировоззрения личности, означающего не только знания (теоретические, практические) об окружающем мире, но и его обращенность на человека, на его проблемы. Названы основные пути формирования мировоззрения личности: воздействиё, среды, личный опыт, образование, воспитание и т. д., отмечен его динамический, постоянно меняющийся характер, отражающий изменения в мире и в знаниях о нем.

Курс обществознания утверждает также, что полнота духовной культуры человека не может быть охарактеризована, если не затрагивать проблем морали. Раскрывается ее сущность как особого регулятора от ношения человека к окружающим, к самому себе, к миру, ее принципы (гуманизм, справедливость, милосердие), ценности (общечеловеческие, национальные), идеалы (моральный образец), нормы (правила), роль морального выбора — состояния, в котором постоянно находится человек, и связанной с выбором моральной ответственностью личности, над которой всегда стоит внутренний контролер — совесть. Отказавшись от релятивистского подхода к морали авторы нового курса характеризуют ее как вечную, общечеловеческую ценность, главная заслуга которой (морали) в том, что, несмотря на мировоззренческое многообразие и поистине «вавилонское столпотворение» норм и принципов общежития, человечество таки существует, развивается, что его не захлестнула с головой волна агрессии. Подчеркивается важнейшее положение, что регулирующая роль морали нацелена на соединение воли каждого человека с численным количеством других человеческих воль.

Указано, что антиподом духовности является без духовность равнодушное или презрительное отношение человека к культ к духовным, особенно моральным ценностям.

Похожие материалы

Информация о работе