Культурологическое образование в России конца 20в. нач. 21 в

Страницы работы

Содержание работы

Культурологическое образование в России конца 20в. нач. 21 в. (источник - лекция).

Образование - это ни одна дисциплина, а их целый компонент, целое направление. Система культурологического образования еще не обрела заверпюнный вид, она в развитии, в своем становлении. Мы не можем говорить о системе культурологического образования, т. к. в школе преподают только МХК.

В 60-х гг. появляются первые признаки выделения, в рамках существующих научных дисциплин одно направление изучающее область культуры. Она появилась в среде научных публикаций различных гуманистических наук.

Впервые дисциплина по изучению культур появилась в 1963г., в институте культуры и искусств.

60-70-е гг. возрастает интерес к культурной тематике. Идеологическая направленность в высших школах перестала удовлетворять интересы общества (марксиско-ленинская идеология как обязательное условие).

В 80-х возрастает интерес к культуре.

В 90-х - пик интереса к культуре.

В конце 80-х - нач. 90-х из учебных планов средних и специальных высших учебных заведений исключают дисциплины идеологического характера. На их месте нечего нового не появляется, а если появляется, то новые предметы преподают прежние преподаватели (например, новые дисциплины - Слово Божие, история религии и др.). Образуется некий духовный вакуум.

Необходимо было разработать новые программы преподавания новых предметов.

В 1987 г. программу по МХК разработала Предтеченская. А разработки по МХК Валицкой,

Мосоловой, Щедриной стали использовать на территории всей России.

Культурологию нельзя свести к одному определенному направлению => культурологию не все признают.

Флиер - статья «Культурологические науки» из «Энциклопедического словаря 20в». Т.1., стр. 368.

1.  историко-культурные исследования общего характера;

2.  исследование культуры ментальности;

3.  исследование религиозного аспекта культуры (Лихачев).

4.  литературоведческие исследования истории культуры;

5.  исследование истории мифологической культуры;

6.  исследование культуры в этнолингвистическом и семиотическом плане (Лотман, Успенский);

7.  исследование на стыке научных направлений: искусствоведение, эстетика, философия культуры.

Впервые в учебных планах средних и специальных, высших учебных заведениях в 1992-1993 учебном году появляется учебная дисциплина - «Теория и история культуры», через несколько лет заменена учебной дисциплиной «Культурология».

1995г. - открываются четыре культурологических специальности:

1.  теория культуры;

2.  историческая культурология;

3.  прикладная культурология;

4.  музееведение консервация и реставрация историко-культурных объектов.

С 1995г. начинается подготовка специалистов культурологов.

Сейчас сложилось научное направление представляющее собой комплекс научных дисциплин.

(Объект - область действий, в рамках которой проводятся исследования. В культурологии объектом является культура.

Предмет - культурологическая деятельность человека, связанная с опредмечиванием и распредмечиванием).

Похожие материалы

Информация о работе