Анализ содержания программ учебной дисциплины «История и культура Санкт Петербурга»

Страницы работы

Содержание работы

К вопросу №65: Анализ содержания программ учебной дисциплины «История и культура Санкт Петербурга».

Анализ существующих программ по «Истории и культуре Санкт-Петербурга»

В течение последних 15-20 лет в Санкт-Петербурге накопился богатый опыт по краеведческому образованию в школах, учреждениях дополнительного образования и музеях. Свыше десяти лет в школах нашего города изучается предмет «История и культура Петербурга» (как обязательный курс был введен с 1997 года). За это время было создано и издано немало программ краеведческих курсов. Эти программы отличаются друг от друга различными подходами к изучению города.

Существует множество программ, в которых делается попытка осветить не только историю, но и культуру Санкт-Петербурга. Примером может служить один из первых сборников краеведческих программ, вышедший в 1995 году. Этот сборник включает в себя как программы истории и культуре города, так и программы курсов географии и экологии Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В контексте данного исследования наибольший интерес представляют программы: А.В.Даринского «История Санкт-Петербурга» и Л.Н. Махинько «История и культура Санкт-Петербурга».

Программа А.В. Даринского рассчитана на 17 занятий, проводимых для учащихся 9 класса в качестве «заключительной части курса Отечественной истории». Поэтому цель данного небольшого курса автором не прописывается. Темы программы выстраиваются в соответствии с периодизацией развития города: Невские земли до основания Санкт-Петербурга, первые десятилетия XVIII века, середина и вторая половина XVIII века, первая половина XIX века, середина XIX века, конец XIX века и начало века XX, от революции 1917 года до настоящего времени. Эта стандартная схема большинства краеведческих курсов Санкт-Петербурга. По каждому периоду А.В. Даринский предлагает изучить определенное количество тем, рассматривающих важнейшие сохранившиеся до нашей дней памятники истории, архитектуры и культуры. Такой подход превращает краеведческий курс в собрание "звезд" – имен, памятников, мест, в результате чего знания учащихся о родном городе превращаются в подобие краткого путеводителя. Изучение данного курса предполагает проведение наряду с уроками в классе проведение ряда экскурсий по городу и в музеи во внеучебное время. Фактически, данная программа представляет собой скорее справочный курс по истории Санкт-Петербурга, а феномен города не рассматривается здесь в связке с культурой (ни с петербургской, ни с российской). В данной программе А.В. Даринский не прописывает самостоятельную работу учащихся. Пешеходные экскурсии по городу, так же как занятия в рамках класса, имеют своей целью «расширять и углублять знания, полученные учащимися о городе». Поэтому в помощь учителюне учащемуся) он выпускает книга «Прогулки по Старому Петербургу», содержание которой является описанием пешеходных экскурсий, прописанных в программе.

Программа Л.Н. Махинько более детальна: она рассчитана на 68 часов (10-11 классы) и содержит 11 разделов. С методической точки зрения данная программа построена грамотнее предыдущей – в пояснительной записке, целях и ведущих идеях курса можно увидеть систему краеведческого образования школьников. Структура программы основывается на трех ведущих идеях:

- Город как мир. Художественный образ города.

- Санкт-Петербург как воплощение и выражение собирательной души народа.

- Судьбы России и Санкт-Петербурга.

Целью курса является способствовать возрождению петербургской культуры горожан. Для достижения этой цели автором ставится ряд задач, направленных на восприятие петербургской культуры в «контексте отечественной и мировой культур с использованием межпредметных связей по истории, литературе, искусствоведению, географии и другим учебных предметам». Курс «выстроен на историко-культурологической основе, позволяющей рассматривать Петербург не как рядовой краеведческий объект, а как город, возникший на перекрестке мировых идей, мировых культур». Важной особенностью программы является включенность в разделы нескольких крупных блоков, каждый из которых предлагает свой комплекс вопросов и проблем: история мировой культуры; история России; история города в фактах; история культурной жизни Петербурга; история Петербурга в «живых лицах»; иконография и библиография Петербурга. Взаимосвязь между различными блоками курса обеспечивается в процессе диалога учителя и учащихся, поэтому обучение проводятся в форме лекций и семинаров, в сочетании с эксурсионно-практическими занятиями. Данная программа является одной из наиболее успешных краеведческих курсов – в ней были намечены основные тенденции, приведши позднее к формированию концепции петербурговедения. Значимость данной программы в развитии современного краеведческого образования заключается в её воспитательных задачах. Л.Н.Махинько считает необходимым развивать самостоятельность мышления учащихся и воспитывать читающего петербуржца. Решение этих задач повлияло на форму организации учебных занятий: лекционно-семинарские часы, дополняемые экскурсионно-практическими. Это дает возможность учителю осуществлять непрерывный диалог с учащимися.

Похожие материалы

Информация о работе