Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроке

Страницы работы

Содержание работы

Анализы уроков.

ОУ: Гимназия № 168 Центрального района г. Санкт-Петербург.

Предмет: История города

Тема: «Река и город».

Класс: 5«а».

Цель анализа: способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.

Учитель в начале урока ставит цели и задачи урока, главная цель которого – сформировать представления учащихся о реке Неве не только как о реке, обрамленной набережными, не только о реке, на пути которой встречается огромное количество достопримечательностей, но и о реке как таковой, реке с ее природными и функциональными особенностями. Поэтому на доске подготовлена схема реки Невы. Учитель говорит, что сначала была река, а уж потом на ней возник город. Река Нева изображена вытекающей из Ладожского озера, показано, где она впадает в город и дети начинают путешествие по ней, представив, что выплывают из Ладожского озера. Поскольку на схеме нет ни одной надписи, то учитель спрашивает включая учеников в работу: «Где у Невы устье, где исток?». Ученики с готовностью отвечают. Учитель подписывает маркером сказанное учениками. Сперва это Ладожское озеро, затем – Остров Ореховый, далее Балтийское море. Ученики могут эффективно применить и повторить знания, усвоенные на природоведении. И наконец, в городе – Александро – Невская Лавра и т.д. Повторяются основные знания о каждом памятнике. И вот – новый поворот урока – другая схема о том, как невская вода через очистные сооружения попадает в дома. Такие сооружения рисуются достаточно подробно, ученики перерисовывают их в тетради, это служит им не только закреплением материала, но и разгрузкой.

Предмет: МХК

Тема: «Живопись Джотто ди Бондоне»

Класс: 7«б»

Цель анализа: особенности взаимодействий педагога и учащихся.

Учитель в начале урока ставит цели и задачи урока, главная цель которого – сформировать представление о живописи эпохи Проторенессанса и Треченто на примере художника Джотто ди Бондоне. После оглашения целей и задач, учитель переходит к новой теме. Учитель освежает в памяти знания учащихся, направляя их активность в нужное русло. Учитель спрашивает о понятии «гуманизм» и ученики плавно выводят характерные особенности эпохи, которые записывались ранее. Таким образом, учитель плавно приблизил учеников к основной теме. Ученики очень энергичны. Учитель показывает картину Чимабуэ «мадонна на троне с младенцем и ангелами» как родоначальника нового стиля в итальянском возрождении. Учитель расставляет акценты. Ученикам тяжело слушать после выходных. Тем немение, учитель переходит к Джотто и рассказывает немного о легенде, связанной с художником, это настраивает учеников на учебный лад.  Учитель демонстрирует ученикам заранее приготовленную на доске репродукцию фрески «Оплакивание Христа» эмоционально рассказывая о выразительности сцены. Ученикам интересно смотреть на вдохновенного  педагога и вскоре они принимают участие в беседе. Обсуждают далее фреску «Поцелуй Иуды».

Предмет: МХК

Тема: «Живопись Джотто ди Бондоне».

Класс: 7«а»

Цель анализа: проанализировать характер отношений между учителем и учащимися, и учащихся друг с другом. Учитель в начале урока ставит цели и задачи урока, главная цель которого – сформировать представление учащихся о живописи эпохи Проторенессанса и Треченто на примере живописи художника Джотто ди Бондоне. После оглашения целей и задач, учитель переходит к этой новой теме. Удачно получается подойти к теме, учитель хорошо структурирует урок и сохраняя дистанцию между собой и учениками, справляется об интересах учащихся: «Что привлекло вас?»,  это мобилизует внимание учеников и развивает доверие к учителю. Ученики более отзывчиво работают на уроке.

Предмет: МХК

Тема: «Творчество Франса Рубенса»

Класс: 8«а»

Цель анализа: проанализировать структуру урока.

Учитель ставит цели и задачи урока, главная цель которого сформировать представление учащихся о творчестве Рубенса. Учитель начинает урок выявляя характерные особенности эпохи, рассказывая, и в этой связи это важно, о политической ситуации во Фландрии того времени. Ученикам интересно слушать о революционно настроенных, испытывающих подъем голландцах. Учитель просит учеников рассказать, что им известно о прекрасно образованном художнике. Ребята подготовили доклады и дополняют друг друга. Учитель иногда корректирует высказывания учеников, но в целом, ученики хорошо рассказывают и мотивация активности на уроке высока, т.к. от этого зависит оценка. На уроке учитель с учениками обращаются к нескольким картинам.

Предмет: МХК

Тема: «Творчество Франса Рубенса»

Класс: 8«э»

Цель анализа: проанализировать способы общения между учеником и учащимися. Учитель в начале урока ставит цели и задачи урока, главная цель которого – сформировать представления учащихся о творчестве Франса Рубенса. Этот урок для учеников актуален особенно тем, что сегодня учитель выставит оценки за свое упреждающее задание – доклад о художнике. Поэтому учителю предоставляют спокойно начать тему, отобразив политическую ситуацию Нидерландов, к тому же учеников интересует в основном жизнь художника, а нужно, чтоб они представляли творчество Рубенса в контексте истории. Ученики активны и учитель видит их отклик, хотя тема буржуазной революции воспринимается несколько по – детски.

Предмет: МХК

Тема: Египет. Древнее царство.

Класс: 6«б»

Цель анализа: проанализировать способы активации познавательной деятельности учащихся на уроке. Учитель в начале ставит цели и задачи урока, главная цель которого – сформировать представления учащихся о Древнем Царстве Египта. После оглашения целей и задач, учитель начинает новую тему иногда обращаясь с вопросами к ученикам. Эта тема сложна для этого возраста, хотя учитель максимально упрощает материал оживляя его и старается подать его с тех позиций, которые знакомы учащимся, например Тутанхомон. Учитель рассказывает ученикам о его судьбе. Ученики удивлены, их трогает, что в 8 лет этот фараон пришел к власти, а в 19 уже скончался. Примечательно, что учитель старается дать достаточно материала и общается с учениками как с коллегами, как с умными, интересными людьми, приносящими ему что-то новое. Он задает наводящие вопросы, старается отвечать на вопросы учеников объективно. Старается создать ассоциацию в сознании ученика, за которой закрепится материал. Просмотр фильма позволяет детям отдохнуть и запомнить.

Похожие материалы

Информация о работе