Анализ содержания программ учебной дисциплины «История и культура Санкт Петербурга», страница 3

Учебные пособия под редакцией Е.В.Дмитриевой рассчитаны, прежде всего, на учащихся средней школы. Общая цель этой серии: попытаться показать юному читателю, что все явления истории и культуры взаимосвязаны: ничто не появляется беспричинно и не исчезает бесследно. Важной особенностью данной серии учебных пособий является акцент на уникальности шедевров Петербурга, определивших сегодняшний облик города. Пособия строятся по хронологическому принципу, что позволяет использовать данные пособия в качестве дополнительных материалов. В рассказе всегда ведется от общего к частному – от эпохи к стилю и затем – к конкретным памятникам и именам. Большая часть пособий имеет задания после раздела и/или итоговые задания, словарь терминов и список литературы. Но задания и вопросы, к сожалению, призваны выявить лишь то, внимательно ли прочитал учащийся соответствующий раздел. Ответы на все эти вопросы находятся в самой главе – от учащегося требуется только найти их. Его не побуждают сопоставлять, обобщать, делать выводы – среди заданий данной группы учебных пособий нет самостоятельных заданий, способствующих развитию учащихся.

В отличие от тривиального, стандартного отношения к Петербургу как «городу музеев» и «городу-музею под открытым небом» программа действий для школьного учителя, разработанная М.В. Куценогим отличается пониманием города как «целостного живого организма, источника вдохновения литераторов, художников, композиторов, архитекторов, философов, общественных деятелей». Целью курса является создание у учащихся наиболее полного и всестороннего знания о богатстве и разнообразии всех сторон жизни и истории города. Данное пособие также является источником информации для учителей и учащихся по различным сторонам жизни дореволюционного Петербурга, составленной с учетом предметов, которые изучаются в школе, но не дублируют их. Разработка М.В. Куценогова отличается структурной гибкостью и предполагает сотворчество: «Конспекты составлены с учетом возрастных особенностей учеников и ограниченного времени, отводимого новому предмету (как правило, один час в неделю). При желании учителя ряд тем может быть предложен ученикам для самостоятельной работы. Кроме того, отсутствуют темы, связанные с музеями и музейными комплексами пригородов. Вы не найдете в книге и традиционных контрольных вопросов. Любой учитель, в соответствии со своими представлениями о важности той или иной темы, может углубить изучение какого-либо раздела или вовсе не затрагивать его. К каждой теме дается список литературы, которую можно рекомендовать ученикам для самостоятельной работы».

Общий вывод, который можно сделать на основании анализа программ и учебных пособий, заключается в том, что большинство из них не направляют ученика к самостоятельному исследованию явлений петербургской культуры. Скорее всего, это связано не с небрежностью авторов, а с тем, что потребность в таком обучении недостаточно осознается.

Изучая программы и учебные пособия, можно прийти к выводу, что наиболее сложной задачей в их создании является создание единой концепции историко-культурологического образования, включающего не только программы учебных курсов, но и потенциал для самостоятельной работы учащихся, введение в учебный процесс различных дополнительных курсов (факультативных, элективных или кружковых занятий). Оптимальным выбором же может стать программа Е.К. Ермолаевой «Страницы родной истории» по причине того, что в ней содержатся возможности вариативности, особая роль отводится самостоятельной работе учащихся и что немаловажно разработан пакет методических материалов, получивший широкое распространение в школах Санкт-Петербурга.