Анализ содержания программ учебной дисциплины «История и культура Санкт Петербурга», страница 2

На сегодняшний день наибольшее распространение получили две программы: уже рассмотренная  «История и культура Санкт-Петербурга» Л.Н. Махинько и авторская концепция системного подхода к преподаванию курса «История и культура Санкт-Петербурга» Л.К. Ермолаевой. Программа Л.К. Ермолаевой была составлена ещё в 1991 году, после чего прошла длительное апробирование в ряде школ города и была откорректирована автором после анализа современных теоретических исследований по вопросам регионально-национального и краеведческого компонентов образовании. В результате у Л.К. Ермолаевой сложилась авторская концепция краеведческого образования, целью которого является «создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве». «Создание условий» для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем их мире подразумевает системный подход к краеведческому образованию. В рамках данного подхода автором была создана схема, отражающая структуру краеведческого компонента в рамках образовательной программы школы (См. Приложение 1.1). Поэтому структура программ Л.К. Ермолаевой обладает гибкостью и оставляет области для внеурочной работы учащихся.

Важной особенностью программы является акцент на понятие «наследие», которое является системообразующим. При отборе материала внимание концентрируется на памятниках петербургского наследия, трактуемых в широком смысле слова (См. Приложение 1.2, блок I). При этом сам город и его культура рассматриваются как динамическое целое. Предложенная автором структура знаний и подходы к отбору объектов определяют особенности содержания программы краеведческого учебного курса:

1.  цельность программы – обязательное последовательное освоение курсов учащимися от начальной школы до старших классов;

2.  самостоятельность учителей и методистов в определении продолжительности краеведческого курса; в выборе объектов из числа предложенных в программе или вводят новые по отношению к программе памятники, находящиеся в ближайшем окружении учащихся; в использовании дополнительного материала в полном объеме или фрагментарно;

3.  обязательность учебных прогулок.

Данная программа может служить основой для разработки различных факультативных курсов. В ней существуют возможности внедрения активной самостоятельной работы учащихся, как в учебное, так и во внеучебное время. Л.К. Ермолаева активно использует понятие "учебной экскурсии" – форма организации учебно-воспитательного процесса, в ходе которого руководитель организует наблюдения учащихся и их самостоятельную работу, сообщает необходимые сведения, консультирует. В процессе краеведческой экскурсии учащиеся ведут записи наблюдений, делают зарисовки, фотоснимки. Такая форма организации самостоятельной работы учащихся обязательно завершается обработкой собранных сведений и материалов: учащиеся анализируют и обобщают полученные данные, готовят доклады, оформляют дневники, альбомы и стенгазеты.

Кроме специально издававшихся программ, существует ряд учебных пособий по Истории и культуре Санкт-Петербурга, на основании которых можно вывести методические особенности преподавания этого курса. Наиболее интересными среди них являются серия книг под редакцией Е.В.Дмитриевой  и Конспекты по истории и культуре Петербурга М.В. Куценогова.