Конспект лекций по дисциплине «Устройство и эксплуатация железнодорожного пути», страница 3

Для обеспечения безопасного движения подвижного состава строения и сооружения должны находится на таком расстоянии, чтобы не мешать движению подвижного состава, а очертания подвижного состава должны иметь такие размеры, чтобы между подвижным составом и сооружениями и строениями был гарантированный запас свободного пространства. Выполнение этих требований обеспечивается введением габаритов приближения строений ГОСТ 238–83, (рис.1.13) и габаритом подвижного состава.

Габарит приближения строений -предельное поперечное очертание, внутрь которого не должны заходить части зданий и сооружений, за исключением частей устройств, предназначенных для непосредственного взаимодействия с подвижным составом (вагонные замедлители, контактные провода, хоботы гидравлических колонок для набора воды и др.). Гост устанавливает габариты «С» и «Си».

Габарит подвижного состава – предельное, поперечное очертание (перпендикулярное оси пути), за пределы которого не должны выходить элементы исправного подвижного состава, установленного на ровном горизонтальном участке пути. Гостами установлены следующие габариты: О-Т; 01-Т: 02-Т; 03-Т; Т и 1-Т.

Габарит «С» используется для сооружений и устройств общей сети железных дорог и внешних подъездных путей промышленных предприятий.

Габарит «Си» используется для сооружений и устройств на территории предприятий и между предприятиями всех отраслей промышленности и транспорта.

Габариты «С» и «Си» для прямых участков пути, в кривых, габаритов приближения строений и расстояния между осями путей на перегонах увеличиваются, из условия перехода вагона длиной 24 м. Увеличение габаритов устанавливается «Инструкцией по применению габаритов приближения строений».

ЛЕКЦИЯ № 2

Тема: Проектирование рельсовой колеи.

Содержание лекции: рельсовая колея в прямых и кривых участках пути, переходные кривые.

По материалам темы студент должен знать:

методику расчета ширины рельсовой колеи в прямых и кривых участках пути;

методику расчета возвышения наружного рельса в круговой кривой;

методику расчета геометрических параметров переходной кривой (длина, угол поворота, форма).

Уметь: рассчитать величины указанных выше геометрических параметров.

2.1. Рельсовая колея в прямых участках пути

Цель проектирования рельсовой колеи – установления оптимального соотношения размеров рельсовой колеи и ходовых частей подвижного состава.

На ширину колеи оказывают влияние конструкции ходовых частей:

-  глухая насадка колес;

-  наличие особой формы поверхности катания колеса;

-  параллелизм осей;

-  разбивка общей жесткой рамы на отдельные тележечные рамы;

-  секционирование подвижного состава.

Ширина рельсовой колеи – (расстояние между рабочими гранями рельсов, замеренное в расчетной плоскости, которая расположена ниже плоскости касательной к головкам рельсов на 13 мм) определяется по зависимости (рис. 2.1.)

S = h +m + Т +m + h + d = 2 h + Т + 2m +d = q + d;

q = 2h + T + 2m;

где: S – ширина рельсовой колеи;

Т = 1440 ±3 мм, – насадка колес;

hmax = 33 h min=25 мм, – толщина бандажа;

m - утолщение бандажа, (для колёс локомотива m = 0; для вагона m=1мм).

Учитывая, что размеры ходовых частей, определяющих ширину колеи, имеют минимальные и максимальные размеры, её ширина изменяется в пределах от минимального до максимального значений.

Минимальная ширина колеи определяется возможностью установки колесной пары максимальной ширины внутрь колеи:

S min = 2 h max + T max + 2m

Максимальная ширина – из исключения провала колесной пары минимальной ширины внутрь колеи:

S max = h min + m + T +a – aп ;

где а – ширина бандажа; у локомотивных колёс а = 140 мм, у вагонных а = 130 мм;

ап – величина перекрытия бандажа; ап = 43 мм.

Устройство рельсовой колеи в прямой:

головки рельсов находятся в одной горизонтальной плоскости; допускается превышение одной рельсовой нити над другой на 5 мм;

рельсы устанавливаются с уклоном 1/20 внутрь колеи;

ширина колеи согласно ПТЭ: S = 1520  +6-4 мм