Конспект лекций по дисциплине «Устройство и эксплуатация железнодорожного пути», страница 14

5 – дефекты и повреждения шейки рельса;

6 – дефекты и повреждения подошвы рельса;

7 – изломы рельса по всему сечению;

8 – изгибы рельса в вертикальной и горизонтальных плоскостях;

9 – прочие дефекты и повреждения рельса.

Вторая цифра обозначает разновидность дефекта или повреждения и указывает на причину их возникновения.

0 – недостатки в технологии изготовления рельсов;

1 – недостаточная усталостная прочность металла рельсов;

2 -  недостатки профиля рельсов;

3 -  недостатки текущего содержания путей;

4 – усиленное воздействие на рельсы подвижного состава (буксование, ползуны и др.);

5 – механическое воздействие на рельсы (удары по рельсам инструментом и др.)

6 – недостатки и нарушения технологии сварки;

7 – недостатки и нарушения технологии закалки;

8 – недостатки и нарушения технологии наплавки рельсов или приварки рельсовых соединителей;

9 – другие причины.

Третья цифра (стоящая после точки) указывает место расположения дефекта или повреждения рельса по длине: 1 - в стыке; 2 - вне стыка; 3- в листе электроконтактной сварки.

Все дефекты делятся на 9 групп.

К первой группе дефектов (101-2; 111-2; 14; 171-2; 181) относятся дефекты: отслоения или выкрашивания металла на поверхности катания головки рельса, возникающие в следствие нарушения технологии изготовления.

Ко второй группе дефектов (201-2; 211-2; 24; 25; 26.3; 271-2) относятся поперечные трещины в головках рельсов и изломы рельсов из-за наличия этих трещин, которые могут возникать в результате механического ударного воздействия на рельсы, неудовлетворительной сварки и наличия неметаллических включений.

К третьей группе дефектов (30.в.1-2; 30Г 1-2 38.1; 40; 41.1-2) относятся продольные вертикальные и горизонтальные трещины в головке рельсов, которые появляются из-за несовершенства технологии изготовления и наплавки рельсов, а также приварки рельсовых соединителей.

К четвертой группе дефектов (43. 44; 46.3; 47.1 49) относят выражающиеся в смятии и неравномерном износе головки рельса из-за недостаточной контактной прочности при обращения подвижного состава с повышенными нагрузками на ось.

К пятой группе дефектов (50.1-2; 52.1-2; 53.1-2;  5.55.3.59) относятся дефекты, связанные с повреждением шейки.

К шестой группе  дефектов (60.1-2; 62.1-2; 65; 66.3; 69) относятся дефекты, связанные  с выколами и трещинами в подошве.

К седьмой группе дефектов (70.1-2; 74; 79) относятся изломы рельсов, не вошедшие во вторую группу, которые происходят из-за шлаковых включений, прохода колеса с ползуном и по другим причинам без видимых пороков в изломе;

К восьмой группе (85,1-2; 86,3) относят изгибы рельсов, образовавшиеся при механических воздействиях или сварке рельсов.

К девятой группе (99. 1-2-3) относятся дефекты, не указанные в остальных группах и образовавшиеся по самым различным причинам.

В зависимости от вида и степени дефекта рельсы подразделяются на остродефектные, подлежащие немедленной смене и дефектные, заменяемые в плановом порядке.

К остродефектным рельсам относят рельсы отмеченные буквами «ОД» в таблице классификации рельсов.

К дефектным относятся рельсы, имеющие износ больше допустимых значений, приведенный износ (от 7 до 19 мм, в зависимости от типа рельсов и места их укладки) или деформации, превышающие допустимые (от 1 до 3 мм, в зависимости от вида деформации).

Кроме дефектов видимых визуально имеются скрытые дефекты, для обнаружения которых используются дефектоскопы.

1.2. Оценка состояния элементов конструкции пути

Стыковые скрепления.

Состояние стыковых скреплений оценивают по исправности резьб, гаек шайб и прижатию опорных поверхностей к головке и подошве рельса.

1.3.   ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СКРРЕПЛЕНИЯ

Оценка их состояния включает наружный осмотр с проверкой затягивания прикрепителей и их исправности. Подкладки должны плотно прилегать к поверхности шпал, просвет между рельсом и подкладкой более 1 мм не допускается;

1.4.    ШПАЛЫ

Деревянные шпалы считаются негодными, если после удаления поврежденной древесины толщина ее будет менее 115 мм, если разболтаны шурупные и костыльные отверстия, шпалы с трещинами длиной до 1м.