Умственная отсталость. Диагностика и дифференциальная диагностика, страница 8

Кататоноподобные реактивные состояния близки к реактивному  ступору  и  склонны  затягиваться.  У  больных нередко встречается ряд кататонических симптомов: негативизм, стереотипии,  персеверации,  изредка  элементы восковой гибкости.

Кататоноподобные реактивные состояния у страдающих олигофренией О.Е.Фрейеров условно разделял на две группы: с преобладанием психомоторной заторможенности и с явлениями "регресса личности" [Бунеев А.Н., 1950], "синдромом одичания" [Чибисов

Ю.К., 1966]. При явлениях регресса личности больные неопрятны,  сопротивляются мытью и гигиеническим мероприятиям, хватают пищу руками,  обмазываются нечистотами,  поедают  их  и т.п.  Речевой контакт очень затруднен, иногда на все вопросы больной дает один и тот же неправильный ответ.  В  настоящее время  этот  вариант реактивных состояний встречается крайне редко.

При псевдодеменции на первый план выступают нелепые ответы больных.  К ним присоединяются подавленность с оттенком гневливости  и  злобы,  легкие пуэрильные черты,  отрывочные бредоподобные высказывания.  У больных  с  гипердинамическим вариантом  олигофрнении  возможно  возникновение пуэрилизма, который проявляется в страхе,  тревоге,  отрывочных и бедных высказываниях,  отсутствии  творчества и фантазии при "детских" играх и шалостях.  И.Н.Введенский по этому поводу замечал, что развитие пуэрилизма требует большой гибкости психики и поэтому он относительно редок при олигофрении.

Зачастую реактивные  состояния при олигофрении не имеют четкой синдромологической очерченности и проявляются в  виде заторможенности с элементами абулии, ипохондрических жалоб и др.

_23. Диагностика и дифференциальная диагностика.

Диагноз олигофрении чаще всего не вызывает особых трудностей у клиницистов.  Анамнестические сведения  о  задержке психического и физического развития в детстве, данные о неспособности к усвоению школьной  программы,  об  обучении  во вспомогательной школе  позволяют  предположить  дебильность.

Клинико-психопатологический метод дает возможность четко определить расстройство познавательной функции интеллекта (малый объем знаний,  неспособность оперировать имеющимися знаниями, недостаточная   умелость   и   пр.).  Довольно  легко выявляются различные эмоционально-волевые нарушения.  Из дополнительных методов  обследования особое значение имеют патопсихологические, многие из которых касаются выяснения степени интеллектуальной   недостаточности.  Применят  методики исследования мышления  (предметная  классификация,  методики исклчения, сравнения понятий, объяснение пословиц и метафор, установление последовательности событий по  серии  рисунков, ассоциативный эксперимент);  памяти (заучивание 10 слов, коротких рассказов,  метод пиктограмм); навыков счетных операций, уровня притязаний,  самооценки,  критических способностей. Метод  Векслера,  несмотря  на  критическое   отношение ктестам, принятое в отечественной литературе, достаточно информативен идает в сочетании с  другими патопсихологическими методиками отчетливое представление о степени интеллектуальной недостаточности.

Для диагностики олигофрений имет значение данные неврологического обследования больного.  В ряде случаев целесообразны биологические     исследования,    уточняющие    генез олигофрении (пробы на токсоплазмоз, конгенитальный сифилис и др.), исследования полового хроматина, кариотипа, выяснениегенеалогических данных больного.

Дифференциальная диагностика зачастую проводится с ранним органическим поражением головного мозга. Она весьма затруднительна. В.А.Гурьева и Э.А.Бурелов (1977) считают, что в отличие от олигофрении для органических поражений характерны психоорганический синдром,  выраженность  церебрастенических нарушений, большой полиморфизм клинической картины, очерченные психопатоподобные состояния.